tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

БИСМИЛЛАХИ Р-РАХМАНИ Р-РАХИМ
(ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО)

"О ВЕЛИКОДУШНЫЙ ГОСПОДЬ!
ПОМОГИ МНЕ, ОБЛЕГЧИ МОЙ
ТРУД НАД ЭТОЙ КНИГОЙ"

Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими

Глава 1
Книга таухида

       Всевышний Аллах сказал:

       "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись[33] Мне" ("Зарийат" (51):56).

       Он сказал также:

       "Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута[34]!" ("Нахль" (16):36).

       Всевышний сказал:

       "Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им "уф!", и не кричи, а говори с ними словами почтительными. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господи! Будь милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким"[35] ("Исра'" (17):23-24).

       Всевышний Аллах сказал:

       "И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу по соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив, тщеславен!" ("Ниса'" (4):36).

       Он сказал также:

       "Скажи: "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности - Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам, - может быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету с Аллахом. Это завещал Он вам, - может быть, вы размыслите! Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!" ("Ан'ам" (6):151-153).

       Ибн Мас'уд сказал: "Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, на котором есть его печать, пусть прочтёт слова Всевышнего "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего..." до слов "Это есть Мой путь, прямо ведущий" ("Ан'ам" (6):151, 153)"[36].

       Му'аз ибн Джабаль рассказывал: "Как-то я сидел позади пророка верхом на осле, и он спросил меня: "О Му'аз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов перед Аллахом и в чём - обязанность Аллаха перед рабами?" Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк сказал: "Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха[37] перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего". Я спросил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк ответил: "Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся". Этот хадис приводится в "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима[38].

       РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Мудрость сотворения джиннов и людей.
       2. Поклонение представляет собой таухид, о котором и идёт речь в данной книге. Именно это было причиной враждебности к пророкам их народов.
       3. Кто не соблюдает таухид, тот не поклоняется Аллаху. В этом и состоит смысл слов, которые Всевышний повелел сказать Своему пророку: "И вы не поклоняйтесь тому, чему поклоняюсь я"[39].
       4. Мудрость направления к людям посланников.
       5. Миссия их охватила все народы.
       6. Религия всех пророков едина.
       7. Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без отказа от тагута. Именно в этом заключается смысл высказывания Всевышнего: "Кто отказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжную рукоять..."[40]
       8. Тагутами является всё, чему поклоняются помимо Аллаха.
       9. Огромное значение трёх аятов из суры "Ан'ам", в которых освещаются десять вопросов, главный из которых состоит в запрещении ширка.
       10. Аяты из суры "Исра'", содержащие указания по восемнадцати вопросам и начинающиеся следующими словами Аллаха: "Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества, чтобы не оказаться порицаемым, покинутым!"[41] Заканчиваются же они высказыванием Аллаха: "Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества, не то будешь ввергнут в геену осуждённым, презренным!"[42] Всемогущий Аллах указал нам на величие и значение этих вопросов, сказав: "Это - то, что открыл тебе Господь твой из мудрости..."[43]
       11. Аят из суры "Ниса'", называемый "аятом десяти прав", который Аллах начинает следующим высказыванием: "И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к нему ничего..."
       12. Указание на завещание посланника Аллаха перед смертью.
       13. Знание нашей обязанности перед Аллахом.
       14. Знание обязанности Аллаха перед рабами, если они исполняют свою обязанность.
       15. Это не было известно большинству сподвижников.
       16. Допустимость скрывать знание в общих интересах.
       17. Похвальность передачи мусульманину доброй вести, которая обрадует его.
       18. Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.
       19. Долг человека, осознающего, что он не знает ответа на вопрос, сказать: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше"[44].
       20. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других[45].
       21. Скромность пророка, ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.
       22. Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.
       23. Превосходство Му'аза ибн Джабаля.
       24. Огромное значение вопроса о таухиде.



[33]  

Ибн Теймийа сказал: "Поклонение - это подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков". Он же сказал: "Поклонение - это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен".

Ибн аль-Каййим сказал, что поклонение "зиждется на пятнадцати столпах, и кто усовершенствует их, тот усовершенствует степень своего поклонения". Объясняется это тем, что поклонение делится на поклонение сердцем, языком и органами, а предписаний для поклонения - пять: обязательное, предпочтительное, свободное, порицаемое и запрещённое, и каждое из них относится к поклонению сердцем, языком и органами.

Ибн Касир сказал: "Поклонение Ему - это подчинение Ему в совершении того, что Он повелел, и отказ от совершения запрещённого Им, в чём и заключается сущность Ислама как религии, потому что смысл слова "Ислам" - это покорность Всевышнему Аллаху, высшее повиновение, подчинение, смирение".



[34]  

Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Тагут - это шайтан". Джабир же сказал: "Тагуты - это предсказатели, в которых вселился шайтан". Это передал Ибн Абу Хатим. Имам Малик сказал: "Тагут - это всё, чему поклоняются помимо Аллаха".

В этом аяте содержится указание на то, что Всевышний Аллах послал в каждый народ посланников c призывом поклоняться только Аллаху и избегать тагута. Ибн Касир сказал: "Все они призывали к поклонению Аллаху и запрещали поклонение кому-либо, кроме Него, и Аллах не переставал посылать к людям посланников с этим повелением с момента появления первого ширка в роду Адама - в народе пророка Нуха, который был послан к ним. Он был первым посланником, посланным Всевышним Аллахом к обитателям Земли, а последний из них - Мухаммад, призыв которого охватил людей и джиннов на востоке и на западе. О них (посланниках. - Ред.) Всевышний Аллах сказал: "Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не сообщив ему, что нет божества, кроме Меня - поклоняйтесь же Мне!" ("Анбийа'" (21):25). И в этом священном аяте Всевышний сказал: "Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!" ("Нахль" (16):36). И как может кто-либо из мушриков после этого сказать: "Если бы пожелал Аллах, то мы бы не поклонялись ничему, кроме Него..." ("Нахль" (16):35)? Они не могут оправдываться, опираясь на волю Всевышнего Аллаха, вытекающую из Его шариата, потому, что Он запретил им ширк устами Своих посланников. Его воля предопределения дала им возможность сослаться на него, однако нет для них оправдания в предопределении Аллаха, потому что Всевышний создал Огонь и его обитателей - шайтанов и неверующих, но Он не доволен неверием Своих рабов. И в этом для Него прекрасное и убедительное обоснование. Всевышний сообщил, что Он угрожал им наказанием в этом мире после предостережения посланников, и сказал: "Среди них были те, кого Аллах наставил на прямой путь, и были те, для кого долею было заблуждение" ("Нахль" (16):36).

Этот аят указывает на то, что Аллах посылал пророков для призыва их общин к поклонению Одному Аллаху и запрещения поклонения кому-либо, кроме Него. Всевышний сказал: "Или вы скажете, что Ибрахим, Исма'ил, Исхак, Йа'куб и колена Израилевы были иудеями или христианами? Скажи: "Вы лучше знаете или Аллах?" ("Бакара" (2):140). Он также сказал: "Это завещал Ибрахим своим сыновьям, а также Йакуб: "Сыны мои! Аллах избрал для вас эту религию, потому умирайте только покорными Аллаху (мусульманами. - Ред.)" ("Бакара" (2):132). Религия всех пророков и посланников основывалась на таухиде и полной покорности Аллаху, несмотря на то, что их шариаты (религиозные уставы) отличались, как сказал Всевышний: "Каждому из вас (пророков. - Ред.) мы устроили устав и дорогу" ("Ма'ида" (5):48).

Этот аят также указывает на то, что вера неотделима от деяний сердца и органов.

[35]  

Право родителей является важнейшим после права Всемогущего Аллаха. Аллах завещал людям: "Благодари Меня и своих родителей - ко Мне возвращение!" ("Лукман" (31):14).

Анас рассказывал: "Однажды посланник Аллаха, когда поднимался на минбар, сказал: "Аминь! Аминь! Аминь!" Его спросили: " О посланник Аллаха! Чему ты сказал "Аминь!"?" Он сказал: "Пришёл ко мне Джибриль и сказал: "О Мухаммад! Да будет унижен тот, при ком упомянуто имя твоё, а он не попросил для тебя благословения (салават. - Ред.). Скажи: "Аминь!" И я сказал: "Аминь!" Затем он сказал: "Да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц рамадан. Скажи: "Аминь!" И я сказал: "Аминь!" Потом он сказал: "Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в Рай. Скажи: "Аминь!" И я сказал: "Аминь!" (Аль-Хейсами приводит этот хадис в своём труде "Маджму' аз-Зава'ид" 10/166 и называет слабым, но Абд аль-Кадир аль-Арна'ут приводит свидетельства Абу Хурайры, Абу Са'ида, Ка'ба ибн Уджры, Абдуллаха ибн аль-Хариса, Ибн Аббаса, Ибн Мас'уда, Джабира и Аммара ибн Йасира, подтверждающие его достоверность).

Абу Бакр рассказывал: "Однажды посланник Аллаха сказал: "Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?" Мы сказали: "Сообщи, о посланник Аллаха!" Он сказал: "Приобщение равных к Аллаху, ослушание родителей..." Он лежал облокотившись, а затем сел и сказал: "И лживое слово! И лживое свидетельство!" Он не прекращал повторять это, пока мы не сказали: "О, если бы он смолк" (аль-Бухари 5/193 и 10/342, Муслим (2302).

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Довольство Аллаха - при довольстве родителей, а гнев Его - при гневе родителей" (Достоверный хадис, переданный ат-Тирмизи (1900), Ибн Хиббаном (2026) и др.).

Абу Асид ас-Са'ди рассказывал, что однажды, когда они сидели около пророка, к нему подошёл мужчина из племени Бану Салима и спросил: "О посланник Аллаха! Есть ли добрые дела для родителей после их смерти?" Он сказал: "Да, это - благословление их, молитва о прощении для них, исполнение их обещаний после их смерти, навещение близких родственников, которых навещали они, и почитание их друзей" (Абу Дауд (5142), Ибн Маджа (3664), Ибн Хиббан (2030); этот хадис подкрепляется хадисом Ибн Умара в "ас-Сахихе" Муслима (2552).

[36]  

Ат-Тирмизи (3072). Он назвал этот хадис хорошим, и он действительно является таким.

[37]  

Ибн Теймийа сказал: "Подчинившийся раб заслуживает вознаграждения, и это - его право благодаря благодеянию и милости (Аллаха. - Ред.), а не по праву возмещения, подобному праву одного творения перед другим. Есть люди, которые говорят, что слово "обязанность" означает лишь то, что Аллах сообщил об этом, и что Его обещание - истина. Однако большинство учёных утверждает, что слово "обязанность" несёт больший смысл, как указывает на это Книга и Сунна. Всевышний сказал: "Обязанность Наша - помощь верующим" ("Рум" (30):47). Приверженцы Сунны по этому поводу говорят: "Он Сам предписал Себе милость и вменил Себе в обязанность истину, а не творения обязали Его". Му'тазилиты же заявляют, что Его обязанность аналогична обязанностям творений, и что рабы подчиняются Ему самостоятельно. Они считают, что это не Он сделал их подчинившимися Ему, что Он не причастен к этому и что они заслуживают за это воздаяния. В этом и заключается их ошибка".

[38]  

Аль-Бухари 13/300, Муслим (30).


Аль-Бухари - имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исма'ил ибн Ибрахим ибн Бардазба аль-Джу'фи (194 (810) - 256 (870), великий мусульманский учёный-мухаддис, автор книг "аль-Джами' ас-Сахих", "ат-Тарих аль-Кабир", "аль-Адаб аль-Муфрад" и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, аль-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников. Его учениками были: Муслим, ан-Наса'и, ат-Тирмизи, аль-Фирабри и др.

Достоинства этого учёного трудно описать. Он обладал прекрасной памятью и сказал о себе: "Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил" ("Табакат аль-Ханабиля" 1/275, "Тарих Багдад" 2/10, "Тахзиб аль-Камаль" 1170). Ахмад ибн Ханбаль сказал: "Память закончилась на четырёх людях из Хорасана: Абу Зур'е ар-Рази, Мухаммаде ибн Исма'иле аль-Бухари, Абдуллахе ибн Абд ар-Рахмане ас-Самарканди и аль-Хасане ибн Шуджжа аль-Балхи" ("Тахзиб аль-Камаль" 1171).

Свидетельств уникальной памяти этого учёного очень много. Хашид ибн Исма'ил рассказывал: "Абу Абдуллах аль-Бухари сопровождал нас к шейхам Басры, когда он был ребёнком, но ничего не записывал. Мы сказали ему: "Ты сопровождаешь нас, но ничего не записываешь. Что же ты делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Вы очень назойливы и много спрашиваете. Покажите мне, что вы написали". Мы показали ему то, что у нас было: там было более пятнадцати тысяч хадисов. Тогда он прочёл их всех наизусть, да так, что мы сверяли свои записи по его памяти. Затем он сказал: "Вы думали, что я сопровождаю вас попусту и зря трачу своё время?!" Тогда мы поняли, что его никто не сможет превзойти" ("Табакат аль-Ханабиля" 1/276-277, "Тарих Багдад" 2/14-15, "Табакат ас-Сабаки" 2/217).

Хафиз Абу Ахмад Абдуллах ибн Ади рассказывал: "Я слышал, как несколько шейхов говорили о том, что в Багдад приезжает Мухаммад ибн Исма'ил аль-Бухари. Когда знатоки хадисов услышали о нём, они собрались и выбрали сто хадисов. Затем они перемешали их иснады и тексты: соединили текст одного хадиса с иснадом другого, а его иснад с текстом другого хадиса. Каждому учёному они дали по десять хадисов, чтобы он прочёл их на собрании у аль-Бухари. Когда собрался народ, поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: "Я не знаю его". Он спросил о следующем, и он опять ответил: "Я не знаю его". Так продолжалось, пока он не закончил свои десять хадисов. Учёные переглянулись и сказали: "Он догадался". А те, кто не знал об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй учёный и сделал то же, что и первый. Аль-Бухари опять отвечал: "Я не знаю его". Затем поднялся третий, четвёртый, и так все десять. Однако он ничего не прибавлял к словам: "Я не знаю его". Когда он увидел, что они закончили, он повернулся к первому из них и сказал: "Твой первый хадис такой, второй - такой, третий - такой", - и так все десять. Он сопоставил все тексты с их иснадами. То же самое он сделал и с хадисами других учёных. Тогда люди признали его память" ("Тарих Багдад" 2/20-21, "Тахзиб аль-Камаль" 1171, "Табакат ас-Сабаки" 2/218-219).

Требования, которые он предъявлял к равиям, были очень строгими, поэтому в его сборнике "ас-Сахих" почти все хадисы достоверны. Абу Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: "Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов" ("Мукаддима аль-Фатх", стр. 484). Сам имам сказал: "Я встречался с более чем тысячью учёных в Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном - в том, что религия - это слова и дела, и что Коран - это Слово Аллаха".

Благородная дань, отданная салафами этому учёному, выражается в словах Йахйи ибн Джа'фара, который сказал: "Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада ибн Исма'ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть - уходом знаний" ("Тарих Багдад" 2/24, "Тахзиб аль-Камаль" 1172).

Муслим - имам Абу-ль-Хусейн ибн Хаджжадж ибн Муслим аль-Кушейри ан-Нейсабури (204 (817) - 261 (875) - автор книг "аль-Джами' ас-Сахих", "аль-'Илал", "аль-Вахдан" и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, Йахйи ибн Ма'ина, Абу Хейсамы, Ибн Абу Шейбы, аль-Бухари и их современников. Его учениками были: ат-Тирмизи, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан и др. Одни только хадисы, включённые в сборник "ас-Сахих", он собрал от 220 учёных. Да смилостивится Аллах над ними обоими и простит их грехи!

[39]  

"Кафирун" (109):3, 5.

[40]  

"Бакара" (2):256.

[41]  

"Исра'" (17):22.

[42]  

"Исра'" (17):39.

[43]  

"Исра'" (17):39.

[44]  

В настоящее время, когда посланника Аллаха нет в живых, следует говорить: "Аллаху это ведомо лучше".

[45]  

Имеются в виду знания, не относящиеся к необходимым для выполнения предписаниям религии. Скрывающим же подобные знания Всевышний сделал суровое предупреждение, сказав: "Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений и прямого руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, тех проклянет Аллах и проклянут проклинающие" ("Бакара" (2):159).





Здравое слово к главе 1
Содержание
Следующая глава




  designed by LVision.net