tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 14
Просить о помощи не у Аллаха или взывать не к Аллаху является ширком

       Всевышний Аллах сказал:

       "Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он - Прощающий, Милосердный!"[107] ("Йунус" (10):106-107).

       Всевышний Аллах сказал также:

       "Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием; просите пропитание у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Нему вы будете возвращены!" ("Анкабут" (29):17).

       Всевышний также сказал:

       "И кто заблуждается более, чем те, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня Воскресения и которые молитвам их не внимают? А когда собраны будут люди, они окажутся им врагами и откажутся от их поклонения"[108] ("Ахкаф" (46):5).

       Он также сказал:

       "Тот ли, кто внимает нуждающемуся, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какое-то божество вместе с Аллахом? Мало вы размышляете!" ("Намль" (27):62).

       Ат-Табарани передал, что "во времена пророка был один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: "Давайте обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера". Когда об этом стало известно пророку, он сказал: "Истинно, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха"[109].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Употребление слова "взывать" после "просить о помощи" в названии главы является принятым в арабском языке употреблением общего смысла после частного.
       2. Смысл высказывания Аллаха: "Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда!"
       3. Это является великим ширком.
       4. Если даже самые праведные люди делают это, ища благосклонности кого-нибудь другого, то они тем самым становятся творящими несправедливость.
       5. Смысл последующего аята.
       6. Это не приносит пользы в материальном мире, помимо того, что является неверием.
       7. Смысл третьего аята.
       8. Просить пропитания следует только у Аллаха, точно также, как испрашивать рая можно только у Него.
       9. Смысл четвёртого аята.
       10. Нет более заблуждающегося, чем тот, кто взывает с мольбой не к Аллаху.
       11. Тот, к кому взывают помимо Аллаха, не внимает мольбе взывающего, поскольку он не знает об этом.
       12. Подобная мольба является причиной гнева того, к кому взывают, по отношению к взывающему, а также его вражды.
       13. Название такой мольбы поклонением тому, к кому обращается призыв.
       14. Отказ того, к кому взывают, от подобного поклонения.
       15. В этом и состоит причина того, что он (взывающий. - ред.) является наиболее заблуждающимся.
       16. Смысл пятого аята.
       17. Как ни странно, идолопоклонники считают, что в беде на молитву ответит только Аллах, и поэтому при любом несчастии они взывают именно к Нему, будучи искренними в своей вере в Него.
       18. Защита избранным пророком неприкосновенности таухида и его праведное поведение в отношении Аллаха.



[107]  

Мольба (ду'а) Аллаху - это поклонение, совершать которое нам приказал Всевышний. Огромная его роль раскрывается во многих хадисах. Ан-Ну'ман ибн Башир рассказывал, что пророк сказал: "Мольба - это поклонение" (Ахмад, "Адаб аль-Муфрад" аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд; достоверный хадис). Абу Хурайра рассказывал, что пророк сказал: "Взывайте к Аллаху, будучи убеждёнными в том, что Он ответит вам" (Ат-Тирмизи (3474); достоверный хадис). Он же передал слова пророка: "Аллах гневается на того, кто не просит у Него" (Ахмад 2/442, "Адаб аль-Муфрад" аль-Бухари (658), ат-Тирмизи (3770), Ибн Маджа (3827)). Ибн Ма'ин назвал этот хадис слабым, так как один из его равиев - Абу Салих аль-Хаузи - не заслуживает доверия, однако Абу Зар'а назвал его неплохим, подкрепив другим хадисом, с похожим смыслом, от Ибн Мас'уда. Абд аль-Кадир аль-Арна'ут согласился с тем, что этот хадис хороший. Пророк также сказал: "Нет ничего более благочестивого перед Аллахом, чем мольба" (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. от Абу Хурайры; хороший хадис).

Ибн Теймийа сказал: "Если во времена пророка среди людей, относящихся к Исламу, были те, которые отступили от него в великих видах поклонения, то знай же, что в наши дни тоже есть люди, относящиеся к Исламу и Сунне, но отступившие от Ислама по причине чрезмерного возвеличивания некоторых шейхов. Это и возвеличивание Али ибн Абу Талиба, и возвеличивание Мессии, и возвеличивание других пророков и праведников. Их обожествляют, обращаясь к ним со словами: "О мой господин, помоги мне, спаси меня, одари меня и т.п.". Всё это является ширком и заблуждением, требующим покаяния. [...]. Аллах, Свят Он и Велик, посылал посланников, ниспослал Книги только для того, чтобы Его творения поклонялись Ему Одному и не взывали ни к кому, помимо Него".

Те, кто взывает помимо Аллаха к другим божествам - к Мессии, ангелам и идолам - не имеют убеждений в том, что это они сотворили все творения, либо ниспосылают дождь, либо взращивают растения. Они поклоняются им, их могилам или изображениям, говоря: "Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху..." ("Зумар" (39):3). "Они говорят: "Они - наши заступники перед Аллахом" ("Йунус" (10):18). Однако Аллах, хвала Ему, послал пророков, запрещавших взывать к чему-либо, кроме Него, будь то мольба с целью поклонения или мольба о помощи.

Мольба к мёртвым является одним из самых распространённых видов ширка. Всевышний сказал: "А те, к чему взывают они, помимо Аллаха, не творят ничего, а сами сотворены. Они мертвы, не живы; и не знают они, когда будут воскрешены" ("Нахль" (16):20). Он также сказал: "Ты не сможешь заставить слышать погребённых в могилах..." ("Фатир" (35):22). Несостоятельность поклонения тем, кто не заслуживает его, очевидна. Хвала Аллаху, которому принадлежит всё царство и власть! Он не нуждается в посредниках, ибо Он - Слышащий, Знающий! Всевышний сказал: "А когда рабы Мои вопрошают тебя обо Мне, то ведь Я - близок, отвечаю призыву взывающего, когда он взывает ко Мне..." ("Бакара" (2):166).

Ибн аль-Каййим сказал: "Одной из его (ширка.-Ред.) разновидностей является испрашивание всяческих нужд у мёртвых и обращение к ним просьб о помощи. Это является основой ширка во всём мире. Однако дела мёртвого человека уже прекратились, он не может принести ни пользы, ни вреда даже себе, не говоря уже о том, чего у него просят, и о заступничестве перед Аллахом. Причина этого заключается в неведении [того, кто к ним взывает, - Ред.] о заступнике и [того, к кому взывают, - Ред.] о том, за кого заступаются. Никто не в состоянии заступиться перед Аллахом без Его позволения, и Аллах не устанавливал подобные просьбы о помощи условием для Своего позволения. Этим условием является таухид. Мушрик же оказывается с причиной, запрещающей это позволение. Он подобен человеку, испрашивающему помощи посредством того, что препятствует её обретению. И таким является состояние всех мушриков. Они объединились вокруг ширка в поклонении, изменения религии, и вражды к приверженцам таухида. Они умаляют достоинство Творца, приобщая к Нему равных, умаляют достоинство приближённых к Нему муваххидов порицанием, хулой и враждой к ним, и самым великим образом умаляют достоинство тех, кого они приобщили к Нему. Они предполагают, что те довольны и повелевали это. Они являются врагами посланников во все времена и в любом месте".

[108]  

Всевышний сказал о тех, которые поклоняются не Ему: "В тот день, когда Он соберёт их и то, чемуони поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Вы ли свели с пути рабов Моих этих или они сами сбились с дороги?" - скажут они: "Хвала Тебе! Не годится нам брать вместо Тебя покровителей, однако Ты доставил им и отцам их счастливую жизнь, так что они забыли напоминание и были людьми легкомысленными" ("Фуркан" (25):17-18).

Многие из тех, кто приобщает к Аллаху равных в мольбе и других видах поклонения, знают, что их мнимые божества ничем не владеют. Это видно из истории пророка Ибрахима, когда он разрушил идолов своего племени, кроме одного, самого главного. "Они сказали: "Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим?" Он сказал: "Нет, сделал это старший из них - вот он! Спросите их, если у них есть дар речи". И они обратились к самим себе и сказали: "Ведь вы сами неправедны!" ("Анбийа'" (21):62-64). Поэтому, когда их постигает несчастье, они искренне устремляются к Аллаху, не приобщая к Нему никого, как сказал Всевышний: "А когда постигает человека несчастье, он взывает к Нам и на боку, и сидя, и стоя; когда же Мы удалим его несчастье, он уходит, как будто бы и не взывал к Нам от зла, его коснувшегося..." ("Йунус" (10):12). Как велико их заблуждение!

[109]  

Аль-Хейсами 10/159; хороший хадис.





» Здравое слово о главах 12, 13, 14
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net