tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 2
Добродетель таухида и какие из грехов он искупает

       Всевышний Аллах сказал:

       "Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они - на верном пути"[47] ("Ан'ам" (6):82).

       Убада ибн ас-Самит рассказывал: "Посланник Аллаха сказал: "Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха одного, у которого нет сотоварища, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, что Иса - раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и дух от Него, и что рай - истина, и что Огонь - истина, того введёт Аллах в рай в соответствии с делами его"[48].

       В хадисе Итбана говорится: "Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самым к лику Аллаха"[49].

       Абу Са'ид аль-Худри приводит рассказ посланника Аллаха: "Муса сказал:

       "О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!" Господь сказал: "Говори же, о Муса: "Нет божества, кроме Аллаха!" Муса воскликнул: "Но ведь все рабы Твои говорят это!" Господь сказал: "О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня[50], а также все семь земель будут на одной чаше весов, а слова "нет божества, кроме Аллаха" - на другой, то перевесит чаша с этими словами". Хадис приводится Ибн Хиббаном и аль-Хакимом[51].

       Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис, рассказанный Анасом: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Всевышний Аллах изрёк: "О сын Адама, если ты придёшь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной, не приобщающим ко Мне ничего, то Я дарую тебе столько же прощения"[52].

       РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Обширность милости Аллаха.
       2. Неизмеримость награды Аллаха для убежденных в таухиде.
       3. Прощение Аллахом грехов муваххидов.
       4. Смысл аята из суры "Ан'ам".
       5. Рассмотрение пяти понятий, приведённых в хадисе Убады.
       6. Соединив этот хадис с хадисом Итбана и последующими, ты уяснишь значение высказывания "нет божества, кроме Аллаха". При этом тебе станет ясной ошибка обольщённых[53].
       7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана[54].
       8. Даже пророки нуждаются в напоминании о добродетели высказывания "нет божества, кроме Аллаха".
       9. Указание на то, что чаша с формулой таухида перевешивает все создания Аллаха, хотя чаши многих из тех, кто произносит эту формулу, остаются лёгкими.
       10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.
       11. Все небеса заселены.
       12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от аш'аритов.
       13. Если ты ознакомишься с хадисом Анаса, то поймёшь, что сказанное в хадисе Итбана - "Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самым к лику Аллаха" - указывает на отказ от ширка не только в словесной форме.
       14. Иса и Мухаммад в равной степени являются рабами Аллаха и Его посланниками.
       15. Знание особенности Исы, как слова Аллаха.
       16. Иса является также и духом от Аллаха.
       17. Знание блага веры в рай и адский огонь.
       18. Значение выражения "...в соответствии с делами его"[55].
       19. Знание того, что весы имеют две чаши.
       20. Значение выражения "лик Аллаха".



[47]  

Несправедливость бывает трёх видов: ширк, угнетение рабов Аллаха и угнетение собственной души.

Ибн Мас'уд рассказывал: "Когда был ниспослан аят "Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость...", мы сказали: "О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своей душой?" Он сказал: "Это не то, о чём вы говорите. В словах "...и не облекли своей веры в несправедливость..." имеется в виду ширк. Или вы не слышали слов Лукмана своему сыну: "О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ведь ширк - великая несправедливость!?" (аль-Бухари 6/281).

Ибн Теймийа по поводу этого хадиса сказал: "Им было тягостно оттого, что они предположили, что несправедливостью, отсутствие которой ставилось условием, была несправедливость раба к своей душе. Они предположили, что безопасность и ясное руководство гарантированы только тем, кто не угнетает свою душу. Пророк разъяснил им, что ширк в Книге Аллаха также называется несправедливостью. И приобретёт безопасность и ясное руководство только тот, кто не облечёт своей веры в подобную несправедливость. Поистине, тому, кто не облекает своей веры в такую несправедливость, гарантирована безопасность и ясное руководство, как это было гарантировано тем, кого избрал Аллах: "Мы дали Писание в наследие тем из рабов наших, которых избрали Мы: среди них есть угнетающие собственные души, среди них есть держащиеся середины и среди них есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха. Это - великое превосходство!" ("Фатир" (35):32). Однако это не отрицает того, что угнетающий свою душу будет наказан за свои грехи, если не покается, ибо сказал Всевышний: "И тот, кто сделал добра весом с одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зла весом с одну пылинку, увидит его" ("Зилзал" (99):6-7).

[48]  

Аль-Бухари 6/342, Муслим (28).

Имам ан-Навави сказал: "Этот хадис занимает величественное и славное место и объединяет в себе хадисы, охватывающие различные акиды (вероубеждения). Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, объединил в нём всё, что отталкивает от общин неверия, по противоречию с их вероубеждениями, и отдаляет от них. Он изложил в этих словах всё, что противоречит им". Поэтому необходимо привести его подробное объяснение.

Само слово "свидетельство" подразумевает, что произносящий его говорит на основании знания, уверенности, искренности и верности. Отсутствие этого делает данное свидетельство недействительным. В первую очередь, человек должен узнать смысл слова "аль-илах" (божество). Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "Божество - это то, чему поклоняются и повинуются. Божество обожествляемо, а обожествляемо только то, что заслуживает поклонения ему, чьё существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оно отличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то, чтобы его любили высшей любовью, чтобы ему покорялись высшей покорностью". Он также сказал: "Божество - это то, что любимо, поклоняемо и обожествляемо из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед ним унижаются. Его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастии и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании, находят покой в любви к нему, и нет никого такого, кроме Одного Аллаха. Поэтому, выражение "Ля иляха илляллах" ("нет божества, кроме Аллаха") - самое верное, и утверждающие его являются людьми Аллаха и Его партией, а отрицающие его - Его врагами и людьми, на которых обращён Его гнев и недовольство. И если свидетельство человека было здоровым, то здоровыми будут все его деяния и стремления, а если раб не был искренен в нём, то порочными будут все его дела и знания".

Свидетельство "нет божества, кроме Аллаха" отрицает божественную природу всего, кроме Аллаха, и требует выполнения его сердцем, языком и органами. Тот, кто произносит его, не сознавая его значения, или не совершает дел, которые оно требует, является невежественным человеком, который обязан узнать и выполнять наипервейшую обязанность, возложенную Аллахом на людей.

Далее идут слова "...Одного, у которого нет сотоварища...", которые подтверждают и объясняют смысл свидетельства. Аллах разъяснил это в Коране - в историях о пророках и посланниках. И кто же невежественнее поклоняющихся могилам, не осознающих своего положения?! И что может быть опаснее ширка, противоположного слову искренности - "нет божества, кроме Аллаха"?! Арабы-мушрики и им подобные отрицали как произношение свидетельства, так и его смысл. Однако мушрики, поклоняющиеся могилам, утверждают его на словах, но отрицают его смысл. Они произносят его, а затем обожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение: будь то любовь, возвеличивание, страх, надежда, упование, мольба или другие его виды. Их ширк хуже, чем ширк доисламских арабов, потому что в трудных ситуациях они начинают искренне взывать к своим божествам, оставив Аллаха и будучи убеждёнными в том, что они принесут им облегчение быстрее, чем Он. Ранние язычники же приобщали к Аллаху равных только в благополучии, однако в несчастии они искренне обращались к Аллаху, как сказал об этом Всевышний: "И когда они едут на судне, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним веру. А когда Он спасает их, выводя на сушу, - они приобщают к Нему равных" ("Анкабут" (29):65). Из этого становится ясно, что современные мушрики менее осведомлены об Аллахе и Его таухиде, чем ранние язычники.

Свидетельство о том, что "Мухаммад - Его раб и Его посланник" утверждает то, что Мухаммад является лучшим из творений Всевышнего, который послан ко всем людям, чтобы донести до них Слово Аллаха, обрадовать верующих вестью о блаженстве в будущей жизни и предупредить неверующих о приближающемся наказании. Долг всех людей - уверовать в его миссию, поверить в то, что он сообщил, подчиниться ему в том, что он приказал, сторониться того, что он запретил, любить его и его дело и не ставить никого из людей выше него, да благословит Аллах его, его семью и всех его сподвижников. Ни один человек, будь то иудей, христианин, либо исповедующий любую другую религию, не обретёт счастья в будущей жизни, если он откажется последовать за последним доверенным посланником Аллаха, принесшим людям Его последнее откровение. Всевышний сказал: "Мы послали тебя только как милость к мирам" ("Анбийа'" (21):107). От милости Господа отворачиваются только заблудшие!

Выражение "Иса - раб Аллаха и Его посланник" показывает заблуждённость убеждений христиан в том, что он является Богом, сыном Бога или одним из святой троицы. Всевышний сказал: "У Аллаха нет никаких детей, и вместе с ним нет другого божества" ("Му'минун" (23):91). Раб Аллаха обязательно должен засвидетельствовать, что Иса - раб Аллаха и Его посланник, которого он создал из женщины без вмешательства мужчины, как сказал об этом Всевышний: "Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" - и он стал" ("Аль-'Имран" (3):59). Он также сказал: "Никогда не сочтёт Мессия для себя унизительным быть рабом Аллаху, как и ангелы приближённые!" ("Ниса'" (4):172).

Иса ибн Марйам - могущественный посланник Аллаха к народу Израилеву, однако они не признали его миссию и разошлись во мнении о нём. Одни из них начали проявлять излишнюю любовь к нему, и возвеличили его до такой степени, что стали поклоняться ему и его матери. Это - христиане. Другие же отвергли его послание и оклеветали его. Но Всевышний Аллах сказал: "...Аллах наложил печать на них за их неверие, и лишь немногие из них уверовали. Это - за то, что они не уверовали и изрекли на Марйам жестокую клевету, и за то, что они сказали: "Мы убили Мессию Ису ибн Марйам - посланника Аллаха". Но они не убили его и не распяли, это только показалось им; и те, которые спорят о нём, находятся в сомнении. У них нет об этом никаких знаний, и они руководствуются лишь предположениями. Они точно не убивали его: Аллах вознёс его к Себе. Аллах Могущественен, Мудр!" ("Ниса'" (4):155-158).

Ибн Касир сказал: "Когда Аллах послал Ису ибн Марйам к иудеям с ясными знамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил его Аллах, тому, как он с изволения Аллаха исцелял слепых и прокажённых, оживлял мёртвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в неё жизнь: она превратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это, они сочли его лжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха, Иса, не перестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своей матерью. Но они не удовольствовались этим и оклеветали его перед правившим в то время в Дамаске римлянином-мушриком, который поклонялся планетам. Иудеи представили это дело правителю так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса. - Ред.) почувствовал, что, либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: "Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?" Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счёл его ещё молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: "Ты будешь им!" - и Аллах изменил его облик на облик Исы, так что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознёсся на небеса, как сказал об этом Всевышний: "Аллах сказал: "О Иса! возвращу тебя и вознесу к Себе..." ("Аль-'Имран" (3):55). Когда он вознёсся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Группы христиан поверили этому из-за своего невежества и недостатка ума. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Мессией и был свидетелем его вознесения". (о распятии на кресте вместо Исы другого лица говорится также в христианско-гностическом апокрифе "2-й трактат Великого Сифа" (Ст. 55, 56) и др. книгах христиан. - Ред.)

Выражение "...слово Его, посланное Марйам..." означает, что Аллах создал его словом, которым послал Джибриля к Марйам, чтобы тот вдохнул в неё, по воле Всевышнего, дух Исы. Он сказал: "Будь!", и он стал, однако сам Иса не является речью Господа. Имам Ахмад в книге "Опровержение джахмизма" писал о сотворении Исы: "Он был создан словом, посланным к Марйам, когда Он сказал: "Будь!" - и Иса стал. Он создан по повелению "Будь!", а "Будь!" - это речь Всевышнего Аллаха, и она не сотворена. Христиане и джахмиты измыслили ложь об Аллахе в вопросе Исы".

Выражение "дух от Него" означает, что душа Исы - это одна из тех многих душ, сотворённых Всевышним. В этих словах посланника раскрывается неверие иудеев, которые считают, что рождение Исы было результатом прелюбодеяния. Аллах сказал: "Она сказала: "Как будет у меня мальчик, когда меня не касался человек, и не была я распутницей?". Он (ангел. - Ред.) сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и Нашим милосердием". Дело это решено" ("Марйам" (19):20-21).

Ибн Теймийа опроверг воззрения христиан о единстве "святой троицы": "Если присоединяемое к Всевышнему Аллаху не существует самостоятельно и не является одним из Его творений, оно обязательно будет качеством Всевышнего Аллаха. Невозможно, чтобы присоединяемое к Нему было творением, над которым господствуют. Присоединяемое, которое материально и существует самостоятельно, как Иса, Джибриль и души сынов Адама, не может быть качеством Всевышнего Аллаха, потому что то, что существует самостоятельно, не может быть качеством другого".

Пророк также указал на то, что каждый верующий обязан верить в истинность рая, приготовленного для богобоязненных, и ада, огонь которого поглотит неверующих. Рай и ад уже созданы Аллахом, однако люди зайдут в них только после суда в День Воскресения, и будут находиться в них на разных уровнях в зависимости от их дел в этой жизни.

[49]  

Аль-Бухари 11/206, 12/271, Муслим (33).

Этот хадис раскрывает смысл свидетельства "нет божества, кроме Аллаха" и показывает неизбежность отказа от ширка того, кто засвидетельствовал его с искренностью, убеждённостью и верностью.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "Это хадис о том, кто произнёс его (свидетельство. - Ред.) и умер на этом основании, как сказал пророк: "искренне, от чистого сердца, без сомнения, с верностью и уверенностью". Подлинный таухид полностью притягивает души к Всевышнему Аллаху. И тот, кто искренне, от чистого сердца засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, тот войдёт в рай, потому что искренность - это притягивание души к Всевышнему Аллаху, когда человек искренне кается за свои грехи. Человек достигает этого, если умирает в таком состоянии. Дошло много хадисов о том, что "кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" и в его сердце было благо (вера. - Ред.) весом хотя бы в ячменное зёрнышко, или в горчичное семя, или весом в пылинку, тот выйдет из Огня". Дошло также много хадисов и о том, что многие из тех, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", попадут в Огонь, а затем выйдут из него; о том, что Аллах запретил Огню пожирать следы саджда (земного поклона) у сынов Адама, ибо они совершали Аллаху молитву и земные поклоны; а также о том, что запрещён Огонь тому, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха. Однако всё это привязано к одному важному условию. Большинство тех, кто произносит его, не знают искренности, или делают это по традиции или обычаю. Сладость веры не смешивается с отображением их душ. Большинство тех, кто проходит искушение при смерти или в могиле, относится к тем людям, о которых говорится в хадисе: "...Я слышал, что люди говорят что-то, и говорил это..." (Это - часть длинного хорошего хадиса, приведённого ат-Тирмизи (1070) и ат-Табарани в "аль-Аусате"). Большинство их деяний - это подражание и следование примеру, и они больше всех относятся к высказыванию Всевышнего Аллаха: "Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедования, и мы следуем по их стопам" ("Зухруф" (43):23).

Следовательно, между хадисами нет противоречия. Если человек произносит эти слова с полной искренностью и убеждённостью, то в таком состоянии он не будет полностью предаваться грехам. Совершенство искренности и убеждённости обязует его к тому, чтобы он любил Аллаха больше всего, и тогда в его сердце не остаётся стремления к тому, что запретил Аллах, и отвращения к тому, что Аллах приказал. Вот для кого Аллах запретил Огонь, даже если до этого у него были грехи. Истинно, это - вера и искренность! Это - покаяние, это - любовь, это - убеждённость! Все его грехи смываются, как ночь смывает день. Если он сказал это самым совершенным образом, препятствующим великому и малому ширку, то он не будет полностью привержен к грехам, ему будет даровано прощение, и Огонь будет запрещён для него. Если он сказал это, искренне отказавшись от великого ширка, хотя и совершая малый ширк, и после этого не впал в противоречащее этому, то это - благо, которому не противодействует никакое плохое деяние, и [в День Воскресения. - Ред.] у него перевешивает чаша весов с благими делами, и, как сказано в хадисе, "Огонь запрещён для него". Однако его степень в раю уменьшается в зависимости от его грехов. От него отличается тот, плохие дела которого перевешивают благие, и он умирает приверженным к этому. Он заслуживает Огня. Если он сказал "нет божества, кроме Аллаха" и искренне отказался от великого ширка, однако не умер на этом основании и после того впал в грехи и плохие деяния, которые в результате перевесили благо его таухида, то он был искренним, когда он произносил эти слова, но впал в грехи, что ослабило и уменьшило его таухид и искренность. Усиливается огонь его грехов, пока не выжжет их полностью. Однако он не коснётся тех, кто был искренним и убеждённым, поскольку их благие дела обязательно перевешивают плохие. Умирая на основании этого, они попадают в рай.

Мы боимся за искренне верующего, что он может совершить весомое плохое деяние, и его вера уменьшится, и он перестанет произносить эти слова с той искренностью и убеждённостью, которая препятствует всем плохим делам. Для него опасен великий и малый ширк. Если он уберёгся только от великого ширка, то остаётся малый. К нему прибавляются плохие дела, которые соединяются с малым ширком, и тогда перевешивает чаша плохих деяний. Плохие деяния ослабляют веру и убеждённость, ослабляют значимость произнесения слов "нет божества, кроме Аллаха", делают невозможной искренность в душе, и произносящий их уподобляется пьяному или спящему человеку, или тому, кто украшает чтение аятов Корана, не чувствуя вкуса и сладости. Они не произносят этого с совершенными верностью и убеждённостью, напротив, совершают после этого грехи, которые аннулируют их, и уже произносят их без убеждённости и верности, и умирают на основании этого. Множество их плохих дел препятствует их попаданию в рай. Когда совершается много грехов, произнесение этих слов становится тяжёлым для языка, сердце становится жёстким к ним, и человек чувствует отвращение к праведным делам, с трудом слушает Коран, ожидает хорошего при упоминании не Аллаха, успокаивается ото лжи, позволяет сквернословие, приобщается к беспечным людям и чувствует отвращение к сторонникам истины. Это - пример того, кто произносит эти слова языком, не имея этого в сердце, и его слова опровергаются тем, что они не подтверждаются в делах".

Аль-Хасан [аль-Басри. - Ред.] сказал: "Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера - в том, что запечатлелось в сердцах, и чему были верны дела. И тот, кто говорил благое и совершал благое, от него это принимается, а тот, кто говорил благое, а совершал плохое, от него это не принимается".

Бакр ибн Абдуллах аль-Музни сказал: "Абу Бакр опередил вас не количеством постов и молитв, а тем, что запечатлелось в его сердце. Тот, кто говорит "нет божества, кроме Аллаха", будучи верным этим словам и убеждённым в них, но не выполняет того, что это свидетельство требует, тем самым зарабатывает грехи, которые ослабляют его верность и убеждённость. К этому прибавляется малый ширк в делах, и тогда плохие деяния перевешивают хорошие. Поэтому человек умирает приверженным к грехам, в отличие от того, кто произносит их с уверенностью и искренностью. Если бы он не был полностью привержен к грехам, то его таухид содержал бы искренность и верность, и хорошие дела оказались бы тяжелее. Те, которые произносили эти слова и попали в Огонь, не говорили их с полными верностью и убеждённостью, отвергающими и перевешивающими их плохие дела, и поэтому они перевесили их благие деяния. Их грехи ослабили верность и убеждённость в их сердцах, их слова подобны словам, которые не способны стереть плохие деяния, и поэтому их плохие дела перевешивают благие". Об этом говорили многие учёные, среди них - Ибн аль-Каййим и Ибн Раджаб.

Этот хадис указывает на то, что недостаточно только произносить эти слова - без полной убеждённости в них и без подтверждения их в делах. Он также показывает, что Аллах не принимает "этнического" мусульманства, когда человек не только повторяет свидетельство, но и совершает молитву и соблюдает пост только потому, что он родился в мусульманской семье. Также говорили и те, кто отказался последовать за пророком Аллаха: "Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам" ("Зухруф" (43):23). Аллах порицает подобное подражание и не принимает дела этих людей. Человек должен своим разумом познать милость его Господа и всем сердцем уверовать в Него, а после этого - последовать по дороге посланника Аллаха. Только тогда Всевышний будет доволен им и введёт его в рай.

[50]  

Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах поднялся на Трон, как Он сказал об этом в Коране: "Милосердный вознёсся на Трон" ("Та ха" (20):5). Аллах также сказал: "...И Он - Всевышний, Великий!" ("Бакара" (2):255). Аллах превыше всего в могуществе и в сущности. Он сказал: "К нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает" ("Фатир" (35):10). Отрицают наивысшее положение Аллаха над Его творениями только еретики, противоречащие Корану и Сунне и раскольничающие об именах и качествах Господа.

[51]  

Ибн Хиббан (2324). Аль-Багви в книге "Шарх ас-Сунна" 5/54 и 55 привёл его со слабым иснадом, однако аль-Хаким 1/528 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.

Этот хадис указывает на то, что "Ля иляха илляллах" ("Нет божества, кроме Аллаха") является лучшим зикром.

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас передал следующий хадис пророка: "Лучшая молитва - это молитва в день Арафата, а лучшее, что говорил я и пророки до меня: "Нет божества, кроме Аллаха Одного, у которого нет сотоварища; Ему принадлежит царство и хвала, и Он - Всемогущ!" (ат-Тирмизи (3579), Малик 1/214-215, 422-423; хороший хадис).

Он же передал другой хадис пророка: "В День Воскресения перед всеми творениями призовут одного человека из моей общины, и будут развёрнуты пред ним девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Затем его спросят: "Отрицаешь ли ты что-либо из этого?" Он ответит: "Нет, о Господь!" Его спросят: "А есть ли у тебя оправдание или благое дело?" Этот человек растеряется от испуга и скажет: "Нет". Тогда ему скажут: "Есть! У нас есть одно твоё благое дело, и с тобой сегодня не будут несправедливы". Тогда вынесут перед ним листок со словами "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и посланник". Тогда он скажет: "О Господь! Что весит этот листок в сравнении с этими книгами?" Ему скажут: "Сегодня с тобой не будут несправедливы". Тогда поместят книги на одну чашу, а листок - на другую, и лёгкими окажутся книги, а листок - тяжёлым" (ат-Тирмизи (2641), Ибн Маджа (4300), Ахмад 4/213, Аль-Хаким 1/5 и 6; достоверный хадис).

Ибн аль-Каййим в своём комментарии к данному хадису сказал: "Деяния не имеют превосходства благодаря своему виду и количеству, а имеют превосходство благодаря тому, что в сердцах. Два деяния могут одинаково выглядеть, однако одно может превосходить другое настолько, насколько далеки друг от друга небо и земля. Поразмышляй над "хадисом о листке", который положат на одну чашу весов, а на другой будут девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Но тяжёлым окажется листок, и лёгкими окажутся книги, и человек не будет наказан. Ясно, что у каждого муваххида будет такой же листок, но многие из них войдут в Огонь из-за своих грехов".

[52]  

Ат-Тирмизи (3534) от Анаса, ад-Дарими 2/322 и Ахмад 5/172 от Абу Зарра, ат-Табарани от Ибн Аббаса; сильный хадис.

Ибн аль-Каййим сказал: "Обладателям чистого таухида, которые не запятнали его ширком, будет прощено то, что не будет прощено другим. И если муваххид, не приобщающий к Аллаху равных, встретит Господа с грехами величиной с Землю, то Он дарует ему столько же прощения. Однако этого не получит тот, таухид которого несовершенен. У обладателя подлинного таухида, не запятнанного ширком, не останется грехов, потому что он (таухид. - Ред.) содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличивание Его, благоговение и страх перед Ним, надежду на него Одного, а это обязательно влечёт за собой смывание грехов, даже если они величиной с Землю".

[53]  

Многие люди ошибочно понимают хадисы о том, что сказавший "нет божества, кроме Аллаха", войдёт в рай, предполагая, что всего лишь произнесение свидетельства достаточно для спасения от Огня и попадания в рай. Истинный смысл этих хадисов заключается в том, что произносящий их обязан отказаться от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и обратить всё поклонение - сердцем, языком и органами - только к Нему.

[54]  

Этим условием является произнесение свидетельства "стремясь тем самым к лику Аллаха". Тот, кто выполняет его, непременно станет поклоняться Аллаху в делах и искренне обратится к Нему.

[55]  

Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Выражение "в соответствии с делами его" означает "в соответствии с его благими и плохими поступками", потому что обладатели таухида непременно попадут в рай. Возможно, что выражение "в соответствии с делами его" означает, что обитатели рая попадут каждый на отдельную ступень в зависимости от своих дел".





» Здравое слово к главе 2
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net