tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 20
О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику

       В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис А'иши о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: "Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нём его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха"[134]. Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений[135].

       Аль-Бухари и Муслим передали также следующий её рассказ: "Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял её. И он сказал именно так: "Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!" Он предостерегал нас от опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть"[136].

       Муслим передал слова Джундаба ибн Абдуллаха, который рассказывал: "Я слышал, как пророк сказал за пять дней до своей смерти: "Я чист перед Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, также, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима[137]. Если же мне пришлось бы выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это"[138].

       Пророк запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чём свидетельствует приведённый выше хадис.

       К запрещённым действиям относится и совершение молитвы (намаза. - Ред.) на могилах, даже если храм не был возведён. В этом заключается смысл слов А'иши о том, что "существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть". Конечно же, сподвижники посланника Аллаха были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое место, предназначенное для совершения молитв, является мечетью, так как пророк сказал: "...была сделана мне земля мечетью и чистой"[139].

       Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Мас'уда от пророка: "Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в мечети". Этот хадис привёл также Абу Хатим в "ас-Сахихе"[140].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Слова посланника Аллаха по поводу тех, кто строит храмы для поклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается из добрых побуждений.
       2. Запрещение скульптур и изображений (живых существ. - Ред.) и серьёзное предупреждение тем, кто занимается созданием подобных предметов.
       3. Полезный урок в наставлении пророка по этому поводу, который сначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смерти сказал то, что было изложено выше, и даже, будучи при смерти, не довольствовался тем, что сделал ранее.
       4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда её ещё не было.
       5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.
       6. Пророк проклял их за это.
       7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.
       8. Причина захоронения пророка в закрытом месте.
       9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.
       10. Он упомянул превращающих могилы в храмы для поклонения наряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучи живым. Он указал на путь, ведущий к ширку, ещё до его появления, а также показал его конечный исход.
       11. В своей проповеди за пять дней до смерти пророк опроверг взгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками. Некоторые учёные даже исключили их из 72 мусульманских общин (имеется в виду хадис пророка о 73 группах в Исламе. Одна группа - стоящая на том, на чём стоял пророк и его сподвижники, другие 72 группы - отклонившиеся от этого. - Ред.). Речь идёт о джахмитах и рафидитах. Именно из-за рафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, на которых они первыми начали возводить мечети.
       12. Предсмертные муки (агония) пророка.
       13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.
       14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.
       15. Указание на то, что Абу Бакр ас-Сиддик является наилучшим из сподвижников пророка.
       16. Указание на то, что он будет преемником власти - халифом посланника Аллаха.



[134]  

Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Наса'и от Умм Саламы.

[135]  

Это слова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи. Он сказал: "Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений праведников, изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убеждённым в его праведности, ближе для душ, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у них (могил. - Ред.) боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, которые совершают им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение молитвы и мольбы у могил, которое они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать молитву на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать молитву во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это - закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая молитву у могил, намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах".

[136]  

Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим (531) от А'иши и Ибн Аббаса.

[137]  

Необходимо отметить, что слово "любовь" в арабском языке выражается, по крайней мере, двумя словами: "махабба" и "хилля". Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: "Некоторые ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля и что Ибрахим - возлюбленный Аллаха (Халилуллах), а Мухаммад - любимец Аллаха (Хабибуллах). Это - следствие их невежества, так как махабба - общее понятие, а хилля - частное, что является высшей степенью махабба. Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным и заявил о том, что у него нет возлюбленных, кроме Господа. Однако, вместе с тем, он сообщил о своей любви к А'ише, к её отцу, к Умару ибн аль-Хаттабу, к Му'азу ибн Джабалю и другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) обращена лишь к двум Его возлюбленным".

[138]  

Муслим (532).

[139]  

Аль-Бухари 1/(369, 370, 444), Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллаха.

Абу Са'ид аль-Худри передал слова пророка: "Вся земля является мечетью, кроме кладбищ и бань" (Ахмад 3/(83 и 96), Абу Дауд (492), ат-Тирмизи (318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк запретил совершать молитву на кладбище не из-за его осквернённости, а из-за скверны ширка, путь к которому лежит через поклонение у могил.

[140]  

Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным.





» Здравое слово о главах 20, 21
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net