tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 21
Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо Аллаха

       Имам Малик в своём сборнике "аль-Муватта'" приводит следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: "О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети"[141].

       Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего "Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе?.."[142]: "Он (ал-Лат. - Ред.) готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле". То же самое рассказал Абу-ль-Джауза' от Ибн Аббаса: "Он готовил для паломников кашу из крупы".

       Ибн Аббас также рассказывал: "Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники". Этот хадис приводится в сборниках хадисов "ас-Сунан"[143].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл понятия "идол".
       2. Смысл понятия "поклонение".
       3. Пророк взывал к Аллаху о помощи только в том случае, когда боялся, что может произойти нечто плохое.
       4. Он имел в виду превращение могил пророков в мечети.
       5. Упоминание о сильном гневе Аллаха.
       6. Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Лат, который был одним из главных идолов древних арабов.
       7. Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.
       8. Знание того, что ал-Лат - это имя находящегося в могиле, и упоминание смысла его имени[144].
       9. Проклятие пророком женщин, посещающих (часто. - Ред.) могилы.
       10. Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.



[141]  

Малик, Ахмад 2/246, "аль-Хилйа" Абу На'има 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис

[142]  

"Наджм" (53):19.

[143]  

Абу Дауд (3236), ат-Тирмизи (320), ан-Наса'и 4/(94, 95), Ахмад 1/(229, 287, 324 и 337); слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживает доверия.

В этой главе поднимается вопрос о нежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что "посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы" (Ахмад 2/(337 и 356), ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576); достоверный хадис).

Те же, кто утверждает, что женщинам разрешено посещать кладбища, опираются на хадис от Абдуллаха ибн Абу Мулейки: "Однажды А'иша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: "О мать правоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?" Она сказала: "Да, вначале он запретил навещать могилы, а затем приказал совершать это".

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "В этом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, что общий запрет аннулирован, но он не принимает в расчёт особый запрет для женщин, в котором они проклинаются за посещение могил".

Пророк сказал: "Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти" (Муслим (976), Абу Дауд (3234), Ибн Маджа (1572) от Абу Хурайры). Это высказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещение кладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:

Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников;

Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как пророк навещал могилу своей матери;

В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин. В другом хадисе от Абдуллаха ибн Абу Мулейки от А'иши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что "она пошла на могилу своего брата Абд ар-Рахмана и сказала: "Если бы ты видел, что я пришла к тебе..." Это указывает на то, что для женщин посещение могил не является желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы её брат это или нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, если совершаешь дозволенное.

Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни пророка, ни в эпоху праведных халифов. Пророк, разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в "аль-Муснаде", сказал: "Это напоминает о смерти, размягчает душу и прослеживает глаза". Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникало повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который пророк назвал неверием времён джахилии.

[144]  

По мнению многих учёных, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лат (или ал-Латт) происходит от арабского глагола "латта", одним из значений которого является "готовить кашу", что и явилось истинной причиной его имени.





» Здравое слово о главах 20, 21
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net