tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 22
Избранный Пророк защищал неприкосновенность таухида и преграждал любой путь, ведущий к ширку

       Всевышний Аллах сказал:

       "Пришёл к вам посланник из среды вашей. Ему тягостны ваши прегрешения, он заботлив к вам, и к верующим он кроток, милостив. А если они отвернутся, то скажи: "Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него! На Него я уповаю, ведь Он - Господь великого Трона!" ("Тауба" (9):128-129).

       Абу Хурайра рассказывал: "Посланник Аллаха сказал: "Не превращайте свои дома в могилы (т.е. совершайте молитвы (намаз) и чтение Корана не только в мечетях, но и дома. - Ред.) и не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня, где бы вы ни были". Этот хадис передал Абу Дауд с хорошим иснадом, и все его равии заслуживают доверия[145].

       Известен рассказ Али ибн аль-Хусейна о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошёл к могиле пророка и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: "Разве я не рассказывал вам, что слышал от своего отца (аль-Хусейна ибн Али. - Ред.) о том, что мой дед (Али ибн Абу Талиб. - Ред.) слышал, как посланник Аллаха сказал: "Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия достигнут меня, где бы вы ни были?". Этот хадис передал аль-Макдиси в "аль-Мухтаре"[146].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аята из суры Бара'а ("Тауба". - Ред.).
       2. Максимальное отдаление пророком Аллаха своей общины от нарушения границ таухида.
       3. Упоминание о его внимании, сострадании и милосердии к нам.
       4. Его запрещение посещать его могилу с особой целью, хотя простое посещение его могилы является одним из самых лучших деяний.
       5. Его запрет на частые посещения могил.
       6. Его настоятельный призыв совершать дополнительные молитвы дома ("Не превращайте свои дома в могилы..." - Ред.).
       7. Салафы не позволяли совершать молитву около могил.
       8. Обосновывается это тем, что испрашиваемое для него (пророка. - Ред.) благословение и мир достигнут его из любого места, даже самого отдалённого, и поэтому нет необходимости в вымыслах тех, кто ищет приближения к нему.
       9. Находясь за барьером этой жизни - в барзахе, пророк имеет представление о деяниях своей общины посредством испрашиваемых для него благословений и мира.



[145]  

Абу Дауд (2042), Ахмад 2/367, "Фадль ас-Салат 'ала-н-Наби" Исма'ила аль-Кади (20), (30); достоверный хадис.

Этот хадис содержит суровый запрет на путешествие, вознамеренное только для посещения могилы посланника Аллаха, либо какого-либо машхада, поскольку это относится к устроению празднеств и является одной из важнейших причин возникновения ширка. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Отправляться в путь (хадж (паломничество). - Ред.) можно только в три мечети: Заповедную мечеть (в Мекке. - Ред.), мою мечеть (в Медине. - Ред.) и мечеть аль-Акса (в Иерусалиме. - Ред.)" (аль-Бухари 3/57, 4/210, Муслим (827), Малик 1/108, ан-Наса'и 3/114, Ахмад 6/(7 и 397). Паломничество же в любую другую мечеть запрещено шариатом, независимо от того, называется она машхадом или нет.

Что же касается совершения обхода (тавафа) вокруг могил или машхадов, то это является великим ширком, ибо Аллах сказал: "...И пусть совершают обход вокруг Древнего дома" ("Хадж" (22):29). Поэтому таваф разрешается только вокруг Священного Дома Аллаха - Ка'бы.

[146]  

"Фадль ас-Салат 'ала-н-Наби" Исма'ила аль-Кади (20), (30).

Сподвижники пророка не читали благословения и приветствия пророку у его могилы, как это начали делать последующие поколения, несмотря на следующий хадис Убейдуллаха ибн Умара от Нафи'а о том, что "когда [Абдуллах. - Ред.] Ибн Умар вернулся из путешествия, он пришёл на могилу пророка и сказал: "Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!" Затем он ушёл". Убейдуллах сказал: "Мы не знаем никого из сподвижников пророка, который бы делал это, кроме Ибн Умара". Это свидетельствует о том, что никто из первых мусульман не становился у могил, чтобы произносить мольбу или просить что-либо для себя и других.

Ибн Теймийа сказал: "Я не знаю никого, кто бы позволял это, так как это является одной из разновидностей проведения празднеств. Напротив, хадис указывает на то, что посещение могилы [пророка. - Ред.] для приветствия, когда человек направляется совершить молитву в его мечети, запрещено и не разрешается по шариату (Намерение и направление, прежде всего, касается мечети пророка, и при этом в первую очередь она и посещается, а посещение его могилы может происходить только после этого и является необязательным действием. - Ред.). Малик порицал жителей Медины за посещение могилы пророка при входе в мечеть, поскольку салафы не делали этого. Он сказал: "Дела последних поколений этой общины не будут праведными, если их не делали первые". Сподвижники и их последователи, да будет доволен ими Аллах, посещали мечеть пророка и совершали молитвы, а по окончании их сидели или выходили. Они не навещали его могилу для приветствия, потому что знали, что благословение и приветствие его в молитве совершеннее и лучше. Приход же к могиле для благословения и приветствия, либо для молитвы и мольбы не был разрешён им, наоборот, он запретил это, сказав: "Не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня". Этим он разъяснил, что благословения и приветствия достигают его из любого места. Кроме того, он проклял тех, кто воздвигает на могилах пророков мечети.

Во времена, когда была жива А'иша, его могила находилась в комнате, в которую входили через дверь, после чего была построена ещё одна стена. Хотя салафы и имели возможность посетить его могилу, они не входили туда ни для благословения, ни для приветствия, ни для мольбы за себя или за других, ни для того, чтобы задать вопрос о хадисах или науке. Шайтан не мог соблазнить их и внушить им то, что они якобы слышат речь и приветствия (пророка. - Ред.), дабы они не предположили, что пророк разговаривает с ними, выносит фетвы, разъясняет им хадисы или отвечает на приветствия голосом, который слышен снаружи, как соблазняет шайтан прочих у его могилы и могил других, вводя их в заблуждение. Эти люди предполагают, что погребённый в могиле повелевает и запрещает, издаёт фетвы и разговаривает наяву, что он выходит из могилы, и люди видят его вне её. Они предполагают, что души тел мёртвых выходят и разговаривают, и что душа мёртвого облачается в плоть и люди видят её, как видели пророка в ночь вознесения на небеса..."





» Здравое слово к главе 22
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net