tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 26
О предсказателях и им подобных

       Муслим приводит слова некоторых жён пророка о том, что однажды он сказал: "Если человек придёт к прорицателю, спросит его о чём-нибудь и поверит сказанному им, то его молитва не будет принята в течение сорока дней"[169].

       Абу Хурайра передал следующее высказывание пророка: "Кто пришёл к предсказателю и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду". Этот хадис передал Абу Дауд[170].

       Аль-Хаким приводит следующий достоверный, согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, хадис Абу Хурайры от пророка: "Тот, кто пришёл к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им - тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду"[171]. Абу Йа'ла приводит аналогичный хадис с очень хорошим иснадом от Ибн Мас'уда[172].

       Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание пророка: "Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает их и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду". Этот хадис передал аль-Баззар с хорошим иснадом[173].

       Такой же хадис приведён и ат-Табарани в "аль-Аусате" с хорошим иснадом от Ибн Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов "Пришедший же к..."[174].

       Аль-Багви сказал: "Прорицатель - это человек, который заявляет, что по определённым признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д."

       Говорят также: "Это - предсказатель". Предсказателем называется тот, кто возвещает то, что произойдёт в будущем. Говорят также: "Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов".

       Абу-ль-Аббас ибн Теймийа сказал: "Прорицатель - это обобщающее понятие, которым называют предсказателя, астролога, гадателя на песке и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знания о судьбах"[175].

       Ибн Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам: "Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретёт добро у Аллаха".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Вера в предсказания несовместима с верой в Коран.
       2. Провозглашение этого неверием.
       3. Упоминание о тех, кто слушает предсказания.
       4. Упоминание о тех, кто верит в дурные приметы.
       5. Упоминание о тех, кто прибегает к помощи колдовства.
       6. Упоминание о тех, кто занимается нумерологией.
       7. Упоминание о разнице между предсказателем и прорицателем.



[169]  

Муслим (2230), Ахмад 5/380 и 4/68. Фраза "...и поверит сказанному им" отсутствует у Муслима.

Что же касается слов пророка "...молитва не будет принята в течение сорока дней", то ан-Навави сказал, что "это значит, что он не получит за них вознаграждение". Учёные единогласны в том, что молитву за эти сорок дней повторять не надо.

[170]  

Ахмад 2/408, 429 и 476, Абу-Дауд (3903), ат-Тирмизи (135), Ибн Маджа.

[171]  

Ахмад 2/429, аль-Хаким, аль-Бейхаки; достоверный хадис.

[172]  

Абу Йа'ла и аль-Баззар. Аль-Мунзири в своём труде "ат-Таргиб ва-т-Тархиб" сказал, что иснад этого хадиса хороший. Хафиз аль-Хейсами привёл его в "Маджму' аз-Зава'ид" 5/118 и сказал: "Его передал аль-Баззар, и его равии достоверны, кроме Хубейры ибн Марйам, который является надёжным". Он также сказал, что его привели ат-Табарани в "аль-Кабире" и "аль-Аусате". Равии "аль-Кабира" ат-Табарани и аль-Баззара надёжны.

[173]  

Этот хадис указывает на неверие колдунов и предсказателей, поскольку они заявляют о, якобы, знании ими сокровенного, а это является неверием. Всевышний сказал: "У Аллаха знание о Часе.

Он низводит сильный дождь и знает то, что в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретёт себе завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле умрёт. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий!" ("Лукман" (31):14). Он также сказал: "У Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него" ("Ан'ам" (6):59). Всевышний также сказал: "Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден Ему из посланников..." ("Джинн" (72):26-27). Поэтому поверивший предсказателю отрицает истинность этих аятов, а это - неверие.

Те, кто считал, что подобное неверие не выводит из общины Ислама, опирались на слова пророка "...Его молитва не будет принята в течение сорока дней". Имам Ахмад не дал точного ответа, является ли подобное неверие великим и выводит ли оно из общины Ислама, что является наиболее известной риваей от него.

В словах пророка "Не из нас..." содержится суровое предупреждение людям, занимающимся подобными делами, будь то ширк, что представляет собой суеверие, или неверие, чем являются предсказания и колдовство.

[174]  

Аль-Мунзири в "ат-Таргиб ва-т-Тархиб" 4/52 сказал, что иснад обоих хадисов хороший. Аль-Хейсами 5/117 сказал, что это - достоверный хадис.

[175]  

Тот, кто заявляет о своей приближённости к Аллаху и ссылается на знание им сокровенного, является клевретом шайтана, а не приближённым Милосердного. Всевышний одаряет Своих богобоязненных рабов, однако этот дар отличается от того, о котором заявляют люди, говорящие: "Слушайте! Я знаю сокровенное". Уже само подобное заявление является указанием на его ложность. Всевышний сказал: "Потому не восхваляйте сами себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен" ("Наджм" (53):32). Он также сказал: "Поистине, приближённым Аллаха не будет ни страха, ни печали - тем, которые уверовали и были богобоязненны" ("Йунус" (10):62-63). Как подобные верующие, трепещущие от страха перед их Господом, могут сказать: "Знайте, что мы - приближённые Аллаха и ведаем сокровенное". Говорящий это стремится возвыситься в глазах людей и добиться этим прибыли в мирских делах.

Достаточно взглянуть на сподвижников пророка и их последователей, которые были лучшими из святых Аллаха:

Абу Бакр не мог удержаться от слёз при чтении Корана. Умар, слыша плач с задних рядов, также плакал в молитве. Они всю ночь напролёт повторяли один аят Корана, трепеща от страха. Тамим ад-Дари ворочался в постели, не смыкая глаз от страха перед Огнём, и вставал на молитву...

Всевышний так охарактеризовал Своих приближённых: "Только рассудительные внемлют этому - те, которые верны в исполнении обязанностей перед Аллахом и не нарушают завета" ("Ра'д" (13):19-20). Он также сказал: "Поистине, те, которые благоговеют в страхе перед Господом своим, которые веруют в знамения Господа своего, которые не придают равных Господу своему и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут оттого, что они к Господу своему возвратятся, - это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним" ("Му'минун" (23):57-61). Вот характеристика чистейших святых, и они далеки от того, чтобы посягать на права Всевышнего Аллаха на высокомерие, возвеличивание и знание сокровенного.





» Здравое слово к главе 26
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net