tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 32
О высказывании Всевышнего Аллаха

        "Это всего лишь шайтан, который представляет клевретов своих страшными; но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!"[201]("Аль-'Имран" (3):175).

        Всевышний также сказал:

        "Оживляет мечети Аллаха тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, совершает молитву, даёт закят и не боится никого, кроме Аллаха, - может быть, такие окажутся идущими верно!"[202] ("Тауба" (9):18).

        Он также сказал:

        "Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха", - но когда они пострадают во имя Аллаха, они испытание людское принимают за наказание Аллаха"[203] ("Анкабут" (29):10).

        Абу Са'ид рассказывал, что однажды посланник Аллаха сказал ему следующее: "Слаба будет твоя убеждённость, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт пропитания Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его"[204].

        А'иша рассказывала, что посланник Аллаха сказал: "Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и довольство людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него". Этот хадис передал Ибн Хиббан в "ас-Сахихе"[205].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аята из суры "Аль-'Имран".
       2. Смысл аята из суры "Бара'а".
       3. Смысл аята из суры "Анкабут".
       4. Убеждённость человека может слабеть и крепнуть.
       5. Признаки слабости убеждённости, три из которых содержатся в хадисе Абу Са'ида.
       6. Искренность страха перед Аллахом является одним из обязательных религиозных предписаний.
       7. Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.
       8. Напоминание о награде для тех, кто его испытывал.





[201]  

Страх перед Аллахом - одно из величайших достоинств религии и её вершина, он объединяет все виды поклонения, в которых обязательна искренняя преданность Всевышнему Аллаху. Аллах сказал: "...И они от страха пред Ним трепещут" ("Анбийа'" (21):28). Он также сказал: "Тем же, кто боится сана Господа своего, - два рая!" ("Рахман" (55):46).

Страх не перед Аллахом делится на три вида. Первый - это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку: "...Мы говорим только, что тебя поразил злом один из наших богов". Он сказал: "Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что я не причастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи..." ("Худ" (11):54). Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам; они сами боятся их и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение и призывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страх противоречит таухиду.

Второй - это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал: "Тем, которым говорили люди: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" - но это только увеличило веру в них, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный Хранитель!" ("Аль-'Имран" (3):173). Пророк сказал: "Всевышний Аллах в День Воскресения скажет Своему рабу: "Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?" Он скажет: "О Господь! Я боялся людей". Он скажет: "Меня ты должен был бояться прежде всего!" (Ибн Маджа (4008) от Абу Са'ида; достоверный хадис).

И третий - естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: "И ушёл он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: "Господи, спаси меня от людей неправедных!" ("Касас" (28):21).

Ибн аль-Каййим сказал: "К козням врага Аллаха (шайтана. - Ред.) относится то, что он пугает верующих своим войском и клевретами (приверженцами. - Ред.), чтобы верующие не вели борьбу с ними, не приказывали им совершать праведное и не запрещали им прегрешения. Всевышний сообщил, что это - из козней шайтана и его запугиваний, и запретил нам бояться их".

Он продолжил о том, что сказали толкователи Корана о выражении "...представляет клевретов своих страшными": "Катада сказал: "Он возвеличивает их в груди вашей". И у каждого раба с сильной верой страх перед клевретами шайтана исчезнет из сердца, а у кого вера слабая, страх пред ними будет велик. Таким образом, этот аят указывает на то, что очищение веры пред Аллахом и страх (перед Ним. - Ред.) относятся к условиям веры".

[202]  

Всевышний сообщил, что мечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в Последний День, которые уверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеют перед Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела же мушриков не принесут им пользы, как сказал об этом Всевышний: "Дела тех, которые не веровали, подобны миражу в пустыне: жаждущий считает его водой, а когда подойдёт к нему, видит, что это - ничто; и находит он с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчёта..." ("Нур" (24):38).

Уверовавшие в Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благоговеют перед Ним, возвеличивая Его, поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путём.

Что же касается слов Аллаха "...может быть, такие окажутся идущими верно!", то Ибн Аббас сказал, что выражение "может быть" в Коране означает "обязательно".

[203]  

Ибн аль-Каййим сказал: "Когда к людям посылаются посланники, они оказываются перед дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали", - а другие не говорят этого и не оставляют плохих дел и неверия. Тех, которые сказали: "Мы уверовали", - Аллах испытывает, искушает и прельщает. И прельщение - это искушение и экзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличился от лжеца. А те, которые не говорят: "Мы уверовали", - пусть не думают, что они тем самым ослабят Аллаха, избегут или опередят Его.

С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будут враждовать его враги, причинять ему вред и искушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за ними, будет наказан как в этом мире, так и в будущей жизни, и получит мучения последовавших за пророками. Эти мучения обязательно постигнут каждого, независимо от того, уверовал ли он или чувствовал отвращение к вере. Однако верующий получает их вначале, в этом мире, а потом для него наступает благополучие как в этом мире, так и в будущей жизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем попадает в вечное страдание.

Человек непременно живёт в обществе, и все люди имеют собственные желания и представления и требуют от него, чтобы он согласился с ними. Если он не соглашается, то они причиняют ему страдания и мучения, а если он соглашается с ними, то также получает наказание - иногда от них, а иногда от других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых людей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобрения и молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания, во много раз превосходящие те, которых он боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них, то, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других.

А благоразумие... Всё благоразумие - в словах матери правоверных А'иши, обращенных к Му'авие: "Кто добьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха" (ат-Тирмизи и Абу На'им в "аль-Хилйа"). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведёт по верному пути, вдохновит и убережёт от зла его души, откажется от одобрения запрещённого деяния и будет стойким по отношению к их (людей. - Ред.) вражде. Он добьётся успеха как в этом мире, так и в ином, подобно пророкам и их последователям.

Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них. Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это искушение приводит к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.

Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и переносят возникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскоре расстанутся. Эти же люди, из-за недостаточности своего знания, убегают от мучений врагов посланников к согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха. Мучения от искушения людей при бегстве от него превращаются в наказание Аллаха. Вот самый великий ущерб - искать спасения от зноя в огне! От мучений на час - в вечных муках! Если же Аллах даёт победу противникам или друзьям такого человека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце".

В этом аяте содержится ответ мурджитам и карматам, так как в нём утверждается то, что только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесёт пользы. Это ещё раз подтверждает то, что вера в шариате основывается на убеждениях в сердце, праведных делах и словах.

[204]  

Аль-Бейхаки, "аль-Хилйа" Абу На'има; слабый хадис.

Ибн Теймийа сказал: "Убеждённость (аль-йакин) состоит из убеждённости в исполнении повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убеждённости в предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими. Если ты добиваешься довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешься убеждённым ни в обещании Аллаха, ни в получении пропитания от Него.

Человека побуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость его веры в помощь, поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся Ему. Если же ты получишь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.

Искать довольства людей, гневя Аллаха, человек может лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствует о слабой убеждённости в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то не думай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает, а то, чего он не пожелает, не произойдёт. Если ты бранишь их за то, что не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убеждённости. Не бойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник. Когда один из делегатов от племени Бану Тамим сказал пророку: "О Мухаммад, дай мне! Ибо моя похвала - украшение, а моё порицание - бесславие", - пророк ответил: "Таков только Аллах" (Ахмат 3/488, 6/(393, 394) от аль-Акра'а ибн Хабиса и ат-Тирмизи (3263) от аль-Бара'а ибн Азиба; хороший хадис).

Необходимо отметить, что хадис Абу Са'ида не противоречит словам пророка: "Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха" (ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Хурайры, "Сахих аль-Джами' ас-Сагир" аль-Албани (6601); достоверный хадис). Благодарность человеку выражается в молитве за него или материальном поощрении, поскольку Аллах одарил Своего раба посредством его. Человек получает все блага от Аллаха, Одного, Который предопределяет и доставляет их, и у Которого нет в этом деле соучастника. Когда Он пожелает что-либо, Он устанавливает причины, посредством которых Его воля претворяется в жизнь. Посланник Аллаха сказал: "Если кто-то попросил у вас что-то именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте, чем отблагодарить его, то прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили" (Абу Дауд (1672), ан-Наса'и 5/82, Ахмад 2/(68, 99), Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллаха ибн Умара; достоверный хадис).

[205]  

Ат-Тирмизи, "аль-Хилйа" Абу На'има; достоверный хадис.

» Здравое слово к главе 32
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net