tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 33
О высказывании Всевышнего Аллаха

       "И уповайте на Аллаха, если вы верующие!"[206] ("Ма'ида" (5):23).

        Всевышний также сказал:

        "Верующие суть только те, у которых сердца трепещут от страха, когда поминают Аллаха, вера которых увеличивается, когда читаются им аяты Его, и которые уповают на Господа своего..." ("Анфаль" (8):2).

        Он также сказал:

        "О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих" ("Анфаль" (8):64).

        Он также сказал:

        "А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен..."[207] ("Талак" (65):3).

        Ибн Аббас сказал: "Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный Хранитель!" - это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же самое сказал пророк Мухаммад, когда услышал от людей: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" - но это только увеличило их веру..."[208]".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Упование на Аллаха является обязательным религиозным предписанием.
       2. Это является одним из условий веры.
       3. Смысл аята из суры "Анфаль".
       4. Смысл другого аята из той же суры.
       5. Смысл аята из суры "Талак".
       6. Величие этой фразы, так как Ибрахим и Мухаммад ответили именно ею в в критической обстановке.



[206]  

Имам Ахмад сказал: "Упование - это деятельность сердца". Сильная вера всегда связана с полным упованием, а недостаток в уповании является свидетельством слабой веры. Уповая на кого-либо, помимо Аллаха, человек приобщает равных к Господу миров.

Ибн аль-Каййим сказал: "Упование на Аллаха является условием веры, и этот аят указывает на отсутствие веры при отсутствии упования. Другой аят гласит: "И сказал Муса: "О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него уповайте, если вы мусульмане!" (Йунус" (10):84). В этом содержится указание на то, что совершенство Ислама достигается упованием. Когда усиливается вера раба, то усиливается и его упование, а когда ослабевает вера, ослабевает и упование. Если же упование слабое, то оно указывает на слабость веры, и это не подлежит сомнению. Всевышний Аллах упомянул упование в одном ряду с поклонением, верой, богобоязненностью, Исламом и наставлением на прямой путь".

Если же человек уповает на творение Аллаха в том, что может сделать только Аллах, например в достижении победы, заступничестве, даровании пропитания, здоровья и т.п., то он впадает в великий ширк. Если же он уповает на правителя или обладателя власти, надеясь на то богатство, которым наделил его Аллах, или на то, что он способен защитить его от вреда, то это - малый ширк. Разрешается уполномачивать кого-то сделать то, что в его силах, и уповать при этом на Аллаха, чтобы Он облегчил путь к желаемому.

[207]  

Ибн аль-Каййим сказал: "Для кого Аллах стал достаточным хранителем, того не интересуют его враги, и они не причинят ему вреда, кроме тех мучений, которые неизбежны, таких как жара, холод, голод, жажда и т.п. А что касается вреда, то этого никогда не произойдёт.

Некоторые салафы сказали: "Для каждого деяния Аллах приготовил воздаяние от Себя, а воздаянием за упование на Него Он сделал Свою достаточность и сказал: "А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен..." Он не сказал, что для него уготовано такое-то вознаграждение, как Он сказал о других деяниях, а сделал Себя, хвала Ему, достаточным для уповающего на Него раба, и сделал Себя его Хранителем. Тому, кто уповает на Аллаха истинным упованием, Аллах создаст выход из любых трудностей, защитит его, обеспечит и поможет, даже если все небеса и земля замыслят против него плохое"".

Вахб ибн Мунаббих сказал: "Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал в некоторых из Своих Книг: "Клянусь Своим могуществом, кто будет крепко держаться за Меня, то даже если небеса и земля со всеми своими обитателями замыслят против него плохое, Я создам ему выход из этого положения. Тому же, кто не будет крепко держаться за Меня, Я отрежу руки от небесных благ, и разверзнется земля под его ногами, и останется он в воздухе, а затем Я вверю его самому себе. Я - достаточная опора для Моего раба. Если Мой раб подчиняется Мне, Я одарю его раньше, чем он попросит Меня, ибо Я лучше всех осведомлён о его нужде..."" (из труда имама Ахмада "аз-Зухд").

Упование заключает в себе великую добродетель и является важнейшей причиной достижения благ и избавления от вреда. Однако оно неотделимо от использования средств, то есть совершения деяний, обусловливающих достижение этого, поскольку Всевышний сказал: "Бойтесь же Аллаха, и на Аллаха пусть уповают верующие!" ("Ма'ида" (5):11). Он упомянул богобоязненность (ат-таква) перед упованием и связал упование с богобоязненностью, которая представляет собой использование средств, предписанных Аллахом. Отказ же от использования средств свидетельствует о недостаточности упования.

[208]  

"Аль-'Имран" (3):173.

Эти слова произнёс пророк Ибрахим, когда его бросили в огонь. Об этом сообщил нам в Коране Всевышний: "Они сказали: "Сожгите его и отомстите за наших богов, если вы хотите что-либо с ним сделать!" Мы же сказали: "О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!" Они пожелали замыслить против него хитрость, а Мы сделали их потерпевшими великий убыток" ("Анбийа'" (21):68-70).

Посланник Аллаха Мухаммад также произнёс эти слова, когда ему сообщили: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" Это произошло, когда курайшиты возвращались после битвы при Ухуде. Пророку стало известно, что Абу Суфйан и те, кто были с ним, собрались вернуться. Тогда он и семьдесят всадников выехали и достигли местечка Хамра' аль-Асад. Однако Аллах вселил страх в сердце Абу Суфйана, и они решили вернуться в Мекку. По дороге они встретили караван из Абд аль-Кайса и спросили: "Куда вы собрались?" Они ответили: "В Медину". Абу Суфйан спросил: "Вы передадите Мухаммаду послание от меня?" Они ответили: "Да". Он сказал: "Когда встретите его, сообщите, что мы собираемся в поход против него и его сподвижников, чтобы искоренить оставшихся из них". Караван встретил посланника Аллаха в Хамра' аль-Асад, и ему сообщили, что сказал Абу Суфйан. Он ответил: "Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный Хранитель!"

» Здравое слово к главе 33
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net