tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 35
Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха

       Всевышний Аллах сказал:

       "Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь..."[212] ("Тагабун" (64):11).

       Алкама сказал: "Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется".[213]

       В "ас-Сахихе" Муслима приводится хадис Абу Хурайры: "Посланник Аллаха сказал: "Две черты людей являются проявлением неверия - опорочивание рода и оплакивание умершего".[214]

       Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Мас'уда о том, что пророк сказал: "Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт свою одежду и обращается с зовом времён джахилии".[215]

       Анас рассказывал, что пророк сказал: "Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления Дня Воскресения". Этот хадис передал ат-Тирмизи.[216]

       Пророк сказал: "Величина награды зависит от величины несчастья. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему несчастья. Тот, кто возрадуется этому, обретает Его благосклонность, а тот, кто разгневается обратит Аллах на него гнев Свой". Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим.[217]


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1.Смысл аята из суры "Тагабун".
       2.Стойкоcть перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.
       3.Опорочивание рода является неверием.
       4.Суровая угроза тому, кто бьёт себя по щекам и рвёт свою одежду, а также обращается с зовом времён джахилии.
       5.Указание на то, что Аллах желает добра Своему рабу.
       6.Указание на то, что Аллах желает ему также и зла.
       7.Указание на то, что Аллах любит Своего раба.
       8.Запрещение гнева.
       9.Награда за удовлетворённость несчастьем.



[212]  

Имам Ахмад сказал: "Всевышний Аллах упомянул терпение в девяноста местах Своей Книги".

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Терпение - это свет (Ахмад 5/(343,
344), Муслим (223), ат-Тирмизи (3512) от Абу Малика аль-Ашари). Он также сказал: Никто не был одарён более благим даром, чем терпение (аль-Бухари 3/265, 11/260, Муслим (1053) от Абу Саида аль-Худри).

Умар рассказывал: "Мы почувствовали хорошую жизнь благодаря терпению" (аль-Бухари 11/260. Ахмад
привёл его в "аз-Зухде" с достоверным иснадом). Али ибн Абу Талиб сказал: "Вера без терпения - всё равно что тело без головы". Затем он повысил голос и сказал: "Поистине, нет веры у того, у кого нет терпения!"

Ибн Масуд же сказал: "Убеждённость - это вся вера, а терпение - половина веры". Ибн аль-Каййим
писал, что терпение оберегает душу от озабоченности, язык - от жалоб и гнева, руки и органы - от самобичевания и прочего.

Терпение делится на три вида: терпение в выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании того, что
запретил Аллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии.

Всевышний сказал: "Не происходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А кто уверовал в
Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь..." ("Тагабун" (64):11). Каждый верующий должен знать, что постигшее его несчастье предопределено Аллахом, и поэтому он должен терпеливо отнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: "Поистине, Мы испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; но обрадуй терпеливых - тех, которые, когда постигает их бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся!" Это - те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они - идущие верным путём" ("Бакара" (2): 155-157).

[213]  

Аль-Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Мас'уда, хадис му'аллак. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в "Фатх аль-Бари" писал: "Абл ар-Раззак привёл его от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алкамы, но не упоминал имени Ибн Мас'уда".

[214]  

Муслим (67).

Эти черты, являющиеся проявлением неверия, остались от эпохи джахилии. Они всё время находятся в
Людях, и освобождается от них только тот, кого избавил от них Всевышний Аллах, одарив знаниями и верой. Однако не всякий, у кого проявляется одна черта неверия, становится абсолютно неверным, как и не всякий, в котором есть одна черта веры, становится истинным верующим.

Из хадиса видно, что терпение является обязательным религиозным предписанием, а к неверию относится
и то, что не выводит человека из мусульманской общины.

[215]  

Аль-Бухари 3/(131, 132), Муслим (103).

Шейх-уль-Ислам сказал о выражении "зов времён джахилии": "Это - оплакивание умершего". По мнению других учёных: "Это - зов со словами: "О горе мне! О гибель мне!" Ибн аль-Каййим же сказал: "Зов времён джахилии подобен к призыву к национализму и фанатичной приверженности к мазхабам, группировкам, святым, превознесению одних над другими. Их сторонники призывают к этому, дружат и враждуют ради этого. Всё это относится к зову времён джахилии".

[216]  

Ат-Тирмизи (2398); достоверный хадис.

Ибн Теймийа сказал: "Несчастья - это благо, потому что они смывают грехи, призывают к терпению, и за них воздаётся награда. Они влекут за собой необходимость положиться на Аллаха, почувствовать свою слабость перед Ним, откзаться от привязанности к творениям и прочие из великих благ. Уже по причине самого несчастья Аллах прощает грехи и ошибки, что также является величайшим благом.

Несчастья - это милость и благо Аллаха по отношению ко всем Его творениям, но только если тот, кого они постигают, не впадает из-за них в большее неповиновение, чем до этого, ибо тогда они становятся для него злом по причине его неповиновения в религии. Среди людей есть такие, у которых, когда их постигает бедность, болезнь или боль, появляется лицемерие, беспокойство, болезнь души, явное неверие, они оставляют часть обязательных предписаний, совершают некоторые запрещённые поступки, а это обязательно наносит вред их вере. В отношении таких людей благополучие лучше, чем результат несчастья. А для тех, кого несчастье обязало к терпению и подчинению, оно явилось благом в вере. Поэтому, в сущности, несчастья - это деяния Господа, Всемогущ Он и Велик, и Его милость по отношению к творениям. И Всевышний Аллах достоин хвалы за это!

Если же Аллах наградил терпением того, кого постигло несчастье, то это терпение также явилось для него благом в религии. Он получил милость после того, как были отпущены его грехи. Похвалой от его Господа для него стало Его благословение, как сказал об этом Всевышний: "Это - те, над которыми благословение от их Господа и милость..." Ему прощаются грехи и повышается его степень (в раю. - Ред.). Это получает каждый, кто проявляет обязательное терпение".

[217]  

Ат-Тирмизи (2398), Ибн Маджа (4021); хороший хадис.

Данный хадис указывает на то, что несчастья служат причиной для прощения грехов и вознаграждения. Ибн аль-Каййим считал, что они только смывают грехи. Если же они способствуют совершению благих дел, таких как терпение, удовлетворённость, покаяние, просьба о прощении, то человек вознаграждается за то, что было вызвано несчастьем. Поэтому говорят, что смысл хадиса: "великое вознаграждение - при великом несчастье, если человек проявил терпение и удовлетворённость".

Са'д ибн Абу Ваккас рассказывал: "Однажды Пророка спросили: "Каких людей постигают самые великие несчастья?" Он ответил: "Пророков, затем самых достойных для подражания, а затем самых достойных для подражания после них. Человека постигают несчастья в зависимости от его веры, и они не покидают раба до тех пор, пока не оставят его шагать по земле безгрешным" (ад-Дарими 2/320, Ибн Маджа (4023), ат-Тирмизи (2400), Ахмад 1/172).

Если раб Аллаха познает, что самые великие несчастья постигали пророков и праведников, что в действительности они являются милостью, что уберечь от них может лишь Аллах, и что пророки и праведники не могут принести ни вреда, ни пользы даже себе, а тем более другим, то он поймёт тщетность обращения к ним с целью обретения необходимого и избавления от печалей. В том, что пророков и праведников постигали несчастья, содержится великое множество тайн, мудростей, благ и счастливых последствий, которых не счесть. И тот, кто возрадуется несчастью, обретёт благосклонность Аллаха, ибо Он сказал: "Воздаяние их у Господа своего - сады Эдема, из-под которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Аллах доволен ими и они довольны Им..." ("Беййина" (98):8).

Если Всевышний Аллах доволен каким-то человеком, то он обретает все блага и избавляется от всех зол. Довольство же раба состоит в том, что он отдаётся воле Аллаха и его переполняют прекрасные мысли о Нём и желание получить Его награду. Он испытывает спокойствие, довольство, любовь к Аллаху, доверие к Нему, как сказал Ибн Мас'уд: "Поистине, Аллах по Своей справедливости сделал покой и радость в убеждённости и довольстве, а беспокойство и печаль - в сомнении и негодовании". Ибн Акиль, опираясь на этот хадис, считал, что довольство несчастьем является обязательным религиозным предписанием. Аль-Кади, Ибн Теймийа и Ибн аль-Каййим считали это не обязательным, а желательным.



» Здравое слово к главе 35
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net