tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 36
О показухе


       Всевышний Аллах сказал:

       "Скажи: "Я ведь - лишь человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что Бог ваш - Бог Единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого" ("Кахф" (18):110).

       Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка: "Всевышний Аллах сказал: "Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его ширком". Этот хадис приводится Муслимом.[218]

       Абу Са'ид передал следующее высказывание Пророка: "Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?"[219] Люди ответили: "Сообщи, о посланник Аллаха!" Он сказал: "Это - скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит". Этот хадис приведён Ахмадом.[220]



РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аята из суры "Кахф".
       2. Серьёзное предупреждение об отвергании любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
       3. Упоминание причины отвергания этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чём не нуждается.
       4. Другая причина состоит в том, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
       5. Опасение пророка по поводу возможности распространения показухи среди своих сподвижников.
       6. Он разъяснил это на примере того, как человек молится Аллаху, однако приукрашивает свою молитву, когда видит, что за ним наблюдают.



[218]  

Муслим (2985), Ибн Маджа (4202).

Ибн Раджаб в книге "Джами' аль-Улум ва-ль-Хукм" сказал: "Знай, что дела, совершённые не ради Аллаха, бывают нескольких видов. Иногда это бывает откровенной показухой, как в случае с лицемерами, о которых сказал Всевышний: "А когда они встают на Намаз, то встают ленивыми, делая вид пред людьми и лишь изредка вспоминая Аллаха" ("Ниса'" (4):142). Подобная откровенная показуха почти не встречается у верующих при обязательных молитвах и посте, однако может появиться при раздаче милостыни, совершении обязательного большого паломничества и прочих открытых обрядах, а также деяний, польза которых передаётся другим. Искренность при совершении этих деяний очень ценна. Мусульмане не сомневаются, что подобное деяние будет иметь плохой результат, и что совершивший его заслуживает ненависти Аллаха и наказания...

Иногда деяние совершается ради Аллаха, однако его сопровождает показуха. Если показуха проникла в его основу, то деяние является бесполезным, на что указывают достоверные священные тексты". Далее имам привёл хадисы, указывающие на это и сказал: "Если же с намерением вести джихад смешалось намерение, отличное от показухи, такое как получение вознаграждения за службу, получение части трофеев или торговля, то вознаграждение (от Аллаха. - Ред.) за джихад уменьшается, но он не становится недействительным полностью".

Имам Ахмад сказал: "Торговец и наёмник получают вознаграждение (у Аллаха. - Ред.) в зависимости от искренности своего намерения в походах, и они не равны с тем, кто ведёт джихад своей жизнью и имуществом и не смешивает с этим ничего иного".

Абдуллах ибн Амр сказал: "Если кто-либо из вас выступил в поход, и Аллах вознаградил его за это заработком (т.е. трофеями. - Ред.), то не беда. Но если кто-либо из вас выступает в поход, когда получает дирхемы, и не выступает, когда не получает их, то в этом нет никакого блага".
Муджахид, да смилостивится над ним Аллах, сказал о хадже, совершённом погонщиком верблюдов, наёмным рабочим или же торговцем: "Он совершенный, и вознаграждение за него не уменьшается, ибо главной целью этих людей было совершить хадж, а не заработать деньги".
Ибн Раджаб также сказал: "Если основа деяния человека была ради Аллаха, однако затем у него неожиданно появилось намерение показаться перед людьми, то, если оно было мимолётным, и затем он отбросил его, оно не принсёт ему вреда, в чём единодушны все учёные. Если же оно было продолжительным, то салафы разошлись во мнении, становится ли деяние недействительным или нет. Имам Ахмад и Ибн Джарир считали, что деяние не становится недействительным, и человек будет вознаграждён за основное намерение". Этот вопрос полностью раскрывается в комментарии к хадису Абу Са'ида.

[219]  

Аль-Масих ад-Даджжаль, или Лжемессия, чьё появление является одним из великих признаков наступления Часа, явится величайшим испытанием для человечества. О его пришествии сообщали все пророки Аллаха. Он соберёт вокруг себя большое количество сторонников, затем провозгласит себя пророком, а позднее и самим Аллахом. Всевышний наделит его великими возможностями - он сможет даже остановить Солнце, что заставит многих людей поклоняться ему. Внешность его будет уродлива, а места для одного глаза у него просто не будет. Перед его искушением смогут устоять только крепкие верующие, в сердцах которых утвердился таухид и знание того, что поклонения не достоин никто, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и что Превыше Он того, что приобщают к Нему неверные!

[220]  

Ахмад 3/30, Ибн Маджа (4204); хороший хадис.

Абу Али аль-Фадиль ибн Ийад сказал: "Деяния не принимаются, если они были искренними, но не были правильными, или были правильными, но не были искренними, до тех пор, пока они не станут искренними и правильными. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным - то, что соответствует Сунне".

Верующий должен совершать дела только ради Аллаха, и желание услышать похвалу от людей не должно присутствовать в его сердце. Однако если человек совершил благое дело искренне ради Аллаха, и его за это похвалили люди, то в этом нет ничего плохого, если при этом в душу этого человека не закрались любовь к похвале и самовосхваление. Абу Зарр рассказывал: "Однажды пророка спросили о человеке, совершающем доброе дело, за которое его хвалят люди. Он сказал: "Это - скорая радостная весть для верующего" (Муслим (2642).



» Здравое слово о главах 36, 37
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net