tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 39
О высказывании Всевышнего Аллаха

       Всевышний Аллах сказал:

       "Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет увлечь их в далёкое заблуждение! Когда же им говорят: "Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику", - ты видишь, как лицемеры стремительно отвращаются от тебя. А как же бывает, когда постигает их несчастье за то, что раньше уготовили их руки, а потом они приходят, клянясь Аллахом: "Мы хотели только благодеяния и содействия"?"[230] ("Ниса'" (4):60-62).

       Всевышний также сказал:

       "А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на Земле!" - они говорят: "Мы - только творящие благое" ("Бакара" (2):11).

       Всевышний также сказал:

       "Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой: поистине, милость Аллаха близка к добродеющим!"[231] ("А'раф" (7):56).

       Всевышний также сказал:

       "Неужели суда времён невежества они желают? Кто же лучше Аллаха по суду для людей, обладающих уверенностью?!" ("Ма'ида" (6):50).

       Абдулла ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл". Ан-Навави сказал: "Это - достоверный хадис. Мы привели его в книге "аль-Худжжа" с достоверным иснадом"[232].

       Аш-Ша'би рассказывал: "Как-то один из лицемеров поспорил с иудеем, и иудей предложил: "Давай обратимся к суду Мухаммада",- так как ему было известно, что он не берёт взяток. Лицемер же сказал: "Давай лучше обратимся к суду иудеев",- так как он знал, что они берут взятки. Оба спорщика договорились пойти к какому-то прорицателю в Джухайне, чтобы он рассудил их. И было ниспослано: "Разве ты не видел тех, которые заявляют..."

       В другом хадисе о причине ниспосылания этого аята говорится следующее: "Поспорили как-то между собой два человека, и один из них предложил: "Давай обратимся к пророку, чтобы он рассудил нас". Другой же сказал: "Давай лучше обратимся к Ка'бу ибн аль-Ашрафу (иудею. - Ред.)". В конце концов они обратились к Умару, и один из спорщиков всё рассказал ему. Умар спросил того, кто не желал обращаться к пророку: "Так ли это?" Человек ответил: "Да, это так". Умар вытащил свой меч и зарубил его"[233].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аята из суры "Ниса'" с разъяснением понятия о том, что является тагутом.
       2. Смысл аята из суры "Бакара": "А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на Земле!"..."
       3. Смысл аята из суры "А'раф": "Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок..."
       4. Смысл аята "Неужели суда времён невежества они желают?..."
       5. Причина ниспосылания первого аята, о которой рассказал аш-Ша'би.
       6. Смысл истинной и лживой веры.
       7. Рассказ об Умаре и лицемере.
       8. Указание на то, что человек обретёт веру только в том случае, если подчинит свои желания тому, с чем был послан посланник Аллаха.



[230]  

Каждый, кто судит не по шариату Аллаха, судит судом тагута, однако Всевышний Аллах повелел Своим верующим рабам отказаться от него. Призывая к суду тагута, человек отвергает повеления Аллаха и Его посланника, отворачивается от них, придаёт Аллаху сотоварища в подчинении и противоречит тому, с чем пришёл посланник Аллаха, которому Всевышний повелел: "Суди между ними по тому, что ниспослал Аллах. И не следуй их страстям и берегись, чтобы они не отвратили тебя от чего-либо из того, что ниспослал тебе Аллах..." ("Ма'ида" (5):49). Он также сказал: "Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не поставят тебя судьёй в том, что есть спорного между ними, и потом не найдут в самих себе стеснения в том, что ты решил, и подчинятся полностью" ("Ниса'" (4):65).

Кто же судит между людьми не по Книге Аллаха и Сунне Его посланника, или же ищет подобного суда, следуя своим страстям и желаниям, тот вышел из Ислама и веры, даже если он заявляет о том, что он верующий, ибо Всевышний Аллах опроверг это и выявил лживость их заявлений. Эти люди говорят то, что опровергают своими делами, не выполняя важнейшего требования таухида - отказа от тагуга. Тот же, кто не выполняет это требование, не может быть муваххидом, а отсутствие таухида свидетельствует о порочности и бесполезности всех их дел.

[231]  

Ибн аль-Каййим сказал: "Большинство толкователей (Корана. - Ред.) так объясняют эти аяты: "Не распространяйте на ней нечестия неповиновением Аллаху и призывом к неподчинению Ему после того, как Аллах упрочил на ней порядок, послав пророков, разъяснив шариат и призвав к подчинению Ему". Поклонение не Аллаху, взывание к кому-либо помимо Него и приобщение к Нему сотоварищей - это великое нечестие на земле".

Аллах предупреждает всех людей, что тот, кто отворачивается от истины, в этом мире впадает в неверие и заблуждение, а в будущей жизни его ждёт мучительное наказание: "А если кто станет противиться посланнику после того, как стал ясен ему прямой путь, и последует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!" ("Ниса'" (4):115).

[232]  

Хафиз Ибн Хаджар в своём труде "ат-Такриб" писал, что один из равиев этого хадиса - Ну'айм ибн Хаммад - совершал много ошибок. Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали в "Джами' аль-Улум ва-ль-Хукми" (стр. 364) сказал, что этот хадис очень далёк от того, чтобы быть достоверным. Однако Абд аль-Кадир аль-Арна'ут говорит, что даже если иснад слабый, текст хадиса достоверный, так как он отражает значение аята из Корана.

Любовь к тому, с чем пришёл посланник Аллаха, стремление сердец к этому и следование за ним без уклонения являются качествами истинных верующих. Если же человек иногда или часто совершает противоположное этому, то это несовместимо с обязательным совершенством веры, как сказано в хадисе Абу Хурайры: "Не совершит человек прелюбодеяния, если он верующий, и не украдёт, если он верующий" (аль-Бухари 5/86, 10/28, 12/(50 и 101), Муслим (57) от Абу Хурайры, аль-Бухари 12/(71 и 101) от Ибн Аббаса). Неповиновение Аллаху противоположно обязательному совершенству веры и уменьшает её степень в душе человека. Он удаляется от веры из-за оков неповиновения и уклонения от повелений своего Господа, поэтому о подобных людях говорят: "Верующий грешник", или же: "Верующий из-за своей веры и грешник из-за своего неповиновения".

Салафы и имамы мусульманской общины единодушны в том, что вера - это намерение в сердце, словесное признание и совершение благих дел. Она увеличивается при повиновении Аллаху и уменьшается при неповиновении Ему. Всевышний сказал: "...И усилилась вера тех, которые уверовали" ("Муддассир" (74):31). Он также сказал: "...В тех, которые уверовали, она увеличила веру..." ("Тауба" (9):124). Те же, кто говорит, что вера заключается только в словесном признании, как это заявляют мурджииты, или же говорит, что вера - это только убеждённость в сердце, то есть аш'ариты, глубоко заблуждаются. Шариат и разум свидетельствуют, что "истинное намерение - это убеждённость, совершение дел на этом основании - это убеждённость, правдивая речь - это убеждённость. Хвала Аллаху, еретики не имеют ничего, что опровергло бы убеждения последователей Сунны и их общины, ибо Всевышний сказал: "Не в том благочестие, чтобы обращать вам свои лица к востоку и западу. Но благочестивы те, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание и в пророков, и жертвует из имущества, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим и на рабов, и выстаивает молитву, и даёт закят, и исполняет обязательства, взятые на себя, и терпелив в бедствии, несчастье и во время беды. Это - те, кто правдив, и они - богобоязненны" ("Бакара" (2):177). На то, что к вере относятся как внешние, так скрытые деяния человека, и указывает этот аят.

[233]  

Этот рассказ приводит аль-Кальби в своём толковании Корана, от Ибн Аббаса. Хафиз Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" 5/29 назвал его слабым.



» Здравое слово о главах 38, 39
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net