tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 40
О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха

       Всевышний Аллах сказал:

       "Они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он - Господь мой! Нет божества, кроме Него. На Него я уповаю, и к Нему моё обращение!"[234] ("Ра'д" (13):30).

       В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится следующий хадис: "Али сказал: "Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?"[235]

       Абд ар-Раззак передал от Ма'мара [ибн Рашида. - Ред.] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал: "Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они готовы растрогаться, слыша ясные аяты, однако гибнут от иносказательных?"[236]

       Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: "Они не веруют в Милосердного..."[237]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.
       2. Смысл аята из суры "Ра'д".
       3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.
       4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника даже если отрицающий делает это непреднамеренно.
       5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его.



[234]  

Всевышний Аллах так описал Себя в Своей совершенной Книге: "Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него самые прекрасные имена. Восхваляет Его всё, что в Небесах и на Земле. Он - Всесильный, Мудрый!" ("Хашр" (59):24).

Верующий в Аллаха должен признавать все имена и качества Господа, которыми Он описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Только тогда его вера будет правильной и совершенной.

Вначале имена Всевышнего Аллаха не признавали только мушрики. Позднее подобные порочные убеждения стали распространяться и среди неграмотных мусульман. Причиной этого стало распространение ереси и отклонение от правильного понимания религии, унаследованного от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свойственного его праведным сподвижникам, да будет доволен ими Аллах. Один из основоположников мутазилизма Василь ибн Ата (699-748) интерпретировал атрибуты и качества Аллаха в символическом смысле. Так, атрибут "рука Аллаха", он трактовал как "власть, могущество Аллаха". Основоположник джахмизма аль-Джахм ибн Сафван (казнён в 745 г.) и его последователи отрицали большинство качеств Аллаха, основываясь на ложных убеждениях. Они полагали, что эти качества являются качествами, присущими плоти, и обладающий ими должен иметь плоть. Джахмиты признавали только те качества Аллаха, которыми не наделены Его творения, считали Коран сотворённым, отрицали возможность лицезреть Аллаха в раю, проповедовали безусловное предопределение Аллахом деяний людей без возможности выбора. За их порочные убеждения, противоречащие Священному Корану и Сунне, многие салафы считали их неверными.

Подобная ересь джахмитов, му'аттилитов, му'тазилитов, ашаритов и им подобных была опровергнута многими учёными, среди которых - имам Ахмад ибн Ханбаль, Абд аль-Азиз аль-Канани, Абу Абдулла аль-Марузи, Абу Саид ад-Дарими и др.
Приверженцы Сунны утверждают сущность Аллаха, не уподобляя её сущности Его творений, утверждают обладание Аллахом всеми качествами совершенства, упомянутыми в Коране и Сунне, не уподобляя их качествам Его творений, ибо они полностью уверовали в Книгу Аллаха и Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это - здоровые вероубеждения, с которыми был послан пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые распространяли его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, их последовали и праведные мусульманские имамы.

[235]  

Аль-Бухари 1/199.

Когда вера людей стала ослабевать, а знание религии и её правильное понимание - искажаться. Среди мусульман начали распространяться ложные вероубеждения. Ересь и множество недостоверных хадисов, рассказываемых от имени посланника Аллаха. Наибольшую опасность представляли порочные вероубеждения, основанные на ложных толкованиях имён и качеств Аллаха, потому что они изменяли правильное представление о Нём, что непосредственно подрывало таухид Его имён и качеств. Предвидя это, Али ибн Абу Талиб призвал богобоязненных мусульман до конца прояснять религию для людей, чтобы была отвергнута ложь и сохранена чистота религии Аллаха.

[236]  

Абд аль-Кадир аль-Арна'ут сказал, что иснад этого хадиса достоверен.

Всевышний Аллах сказал: "Он - тот, кто ниспослал тебе это Писание: в нём есть аяты, ясные по смыслу, они - Матерь Писания; а другие - иносказательные. Те же, в сердцах которых уклонение, следуют за тем, что иносказательно, домогаясь смуты и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха! Сведущие же в знании говорят: "Мы уверовали в это; всё - от нашего Господа". Ведь размышляют только обладатели разума!" (Аль-'Имран" (3):7).

Вышеприведённые слова Ибн Аббаса означают, что сердца некоторых людей смягчаются и они начинают испытывать страх перед Аллахом, когда слышат ясные по смыслу аяты Корана. Однако они начинают возмущаться, когда слышат аяты или хадисы о качествах Аллаха, которые они не могут понять или постичь разумом, что в итоге приводит к тому, что они начинают отрицать их. Таким образом, они лишаются той веры, которую Всевышний Аллах обязал иметь Своим рабам, поскольку они не выполнили обязательного предписания Аллаха - не уверовали в те аяты Корана, значения которых они не поняли. Они подобны тем, о ком сазал Всевышний: "Неужели вы уверовали в одну часть Писания, а другую его часть отвергаете?" ("Бакара" (2):85). Они не спаслись от неверия и впали в ересь, ибо спастись от него может лишь тот, кто уверует в Книгу Аллаха целиком и не усомнится в её истинности.

[237]  

Ибн Джарир передал следущие слова Катады относительно причины ниспосылания аята "Они не веруют в Милосердного...": "Пророк Аллаха, заключая мирный договор с курейшитами в Худейбийе, продиктовал: "На этом заключили мир посланник Аллаха Мухаммад..." Тогда посланник курайшитов - Сухейль ибн Амр - сказал: "Если бы ты действительно был посланником Аллаха и мы, зная это, воевали бы с тобой, то мы были бы несправедливы к тебе. Посему пиши: "На этом заключили мир Мухаммад ибн Абдуллах..." Сподвижники посланника Аллаха обратились к нему: "Позволь нам сразиться с ними!" Он сказал: "Нет! Пишите так, как они хотят, ибо я - Мухаммад ибн Абдуллах". Когда писец написал "Именем Аллаха Милостивого, Милосердного", курейшиты сказали: "Мы не знаем никакого Милосердного". (В эпоху невежества писали "Именем Твоим, о Аллах!"). Тогда его сподвижники снова сказали : "Позволь нам сразиться с ними!" Он сказал: "Нет! Пишите так, как они хотят".

Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха взывал в земном поклоне: "О Милостивый! О Милосердный!" Тогда мушрики сказали: "Он считает, что взывает к одному, однако взывает к двум сразу". И тогда Аллах ниспослал: "..."Взывайте к Аллаху или взывайте к Милосердному; как бы вы ни звали, у Него самые прекрасные имена" ("Исра'" (17):110).



» Здравое слово к главе 40
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net