tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 42
О высказывании Всевышнего Аллаха


       Всевышний Аллах сказал:

       "Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы осознаёте это!" ("Бакара" (2):22).

       В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: "Придавание Аллаху равных является ширком, котрый более скрыт, чем муравей, ползущий по чёрному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь кому-либо: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то, то ты бы не смог сделать этого". Во всех этих выражениях присутствует ширк". Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

       Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или[238] ширк". Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным[239].

       Ибн Мас'уд сказал: "Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом[240]".

       Хузейфа рассказывал, что пророк сказал: "Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то". Достоверный хадис приведённый Абу Даудом[241].

       Ибрахим ан-Наха'и считал недопустимым говорить: "Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите", - а разрешил говорить: "Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя"[242]. Он сказал: "Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аята из суры "Бакара" в отношении приобщения к Аллаху равных.
       2. Сподвижники пророка толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.
       3. Клятва не Аллахом является ширком.
       4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
       5. Разница между союзим "и" и наречием "затем" в речи.



[238]  

"Или" в данном хадисе можно истолковать двояко:

1) передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллах - "неверие" или "ширк". Необходимо сказать, что это сомнение рави ни в коей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная суть в том, что поклявшийся не Аллахом совершил грех;

2) "Или" здесь означает "и", что нередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл хадиса будет таким: "...впал в неверие и ширк".

Следует также отметить, что если клянущийся не Аллахом убеждён в том, что предмет его клятвы обладает той степенью величия, какой обладает аллах, то он впадает в великий ширк. Если же он не убеждён в этом, то в этом случае его клятва является малым ширком. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

[239]  

Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/(69, 87 и 125), аль-Хаким и др.; достоверный хадис.

[240]  

Ложная клятва Аллахом (аль-йамин аль-гамус) является одним из великих грехов (аль-каба'ир), за которые необходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- или кем-либо помимо Аллаха, даже если она является правдивой, представляет собой ширк, который намного греховнее, чем самые великие грехи, даже если является малым. Поэтому становится ясной мудрость в словах Ибн Мас'уда, который предпочёл бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но ширк, что представляет собой клятва не Аллахом.

[241]  

Абу Дауд (4980), Ахмад 5/384; достоверный хадис.

[242]  

Прибегать за помощью к живому и присутствующему человеку допустимо, если он способен оказать ту помощь, которая от него требуется. Однако в отношении мёртвых этого делать нельзя, ибо они не ощущают того, что происходит на земле, и не в состоянии принести пользу или причинить вред. Коран объясняет это и указывает, что просить помощи у мёртвых и отсутствующих. Обращаться к ним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные, так и скрытые, означает их обожествление, что является грубейшим нарушением таухида Аллаха.



» Здравое слово к главе 42
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net