tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 48
О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к посланнику Аллаха


       Всевышний Аллах сказал:

       "А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы просто беседовали и шутили!" Скажи: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали..." ("Тауба" (9):65-66).

       Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: "Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",- имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха". После этого Ауф отправился к пророку, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседовали и шутили!.." Посланник Аллаха же сказал ему только: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?" Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному"[254].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.
       2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.
       3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику.
       4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.
       5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.



[254]  

Ар-Рифа'и 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: "Всевышний Аллах приказал ему (пророку. - Ред.) сказать им: "Вы стали неверными после того, как уверовали..." ("Тауба" (9):66). Однако тот, кто говорит: "После того, как они уверовали, они проявили неверие на словах, до этого став неверными в сердцах",- неправ, потому что вера на языке и неверие в сердце равносильны неверию. Неверно также утверждать, что слова "Вы стали неверными после того, как уверовали..." означают, что они и не переставали быть неверными (лишь внешне приняв Ислам. - Ред.), а если они и проявили неверие после того, как проявили свою веру, то они проявляли его не всем людям, а только близким, которые также лицемерили. Однако такая речь Аллаха не указывает на то, что они были и остались лицемерами... Сообщено, что они стали неверными после того, как уверовали, сказав: "Мы произносили слова неверия без убежденности в них, мы просто беседовали и шутили!" Однако ясно, что высмеивание знамений Аллаха - это неверие, и произносить подобные слова может только тот, чьё сердце принимает их, ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно помешала бы ему произнести эти слова. Таким образом, Коран разъясняет, что вера в сердце обязательно требует соответствующего поведения.

Всевышний также сказал: "Они говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в посланника и повинуемся!" Однако часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими. Когда же их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы они рассудили между ними, часть из них отвращается. Если бы у них была истина, то они пришли бы к нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение? Или они будут несправедливы к ним? Нет! Они сами несправедливы! Ведь верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, говорят лишь: "Мы слышали и повинуемся!" Они - достигшие успеха!" ("Нур" (24):47-51). В этом аяте Аллах отверг веру тех, кто уклоняется от подчинения Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил, что верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы тот рассудил их, слушаются и подчиняются. Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что вера обязательно требует этого".

Человек может впасть в неверие, произнеся всего одно слово, либо совершив всего один поступок. Самым же опасным из них является влечение сердец к запрещённому Аллахом, которое подобно безбрежному океану. Поэтому раб Аллаха извлечёт для себя великую пользу, если будет испытывать страх перед проявлением лицемерия. Ибн Абу Мулейка сказал: "Я видел за свою жизнь тридцать сподвижников посланника Аллаха, каждый из которых боялся возможности проявления в себе лицемерия". Да сделает Аллах наши дела искренними пред Ним и дарует нам мир и благополучие как в этом мире, так и в ином!



» Здравое слово к главе 48
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net