tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 49
О высказывании Всевышнего Аллаха


       Всевышний Аллах сказал:

       "А если Мы дадим ему вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, скажет: "Это - моё, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращён к своему Господу, то, несомненно, для меня у Него - хороший удел". Истинно, Мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание!"[255] ("Фуссилат" (41):50).

       Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: "Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это".

       Ибн Аббас сказал: "То есть я сам себе сделал эту милость".

       Всевышний Аллах сказал:

       "Он сказал: "Всё, что мне даровано, - благодаря знанию"..." ("Касас" (28):78).

       Катада сказал: "3десь выражение "...благодаря знанию..." означает "благодаря приобретенному мною знанию".

       Некоторые другие комментаторы сказали: "Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его", - что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: "Это было даровано мне в знак почёта".

       Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокажённый, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокажённому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Прокажённый ответил: "Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета, После этого ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Верблюдов или коров". И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха".

       Придя к плешивому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Плешивый ответил: "Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Коров или верблюдов". И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха".

       Придя к слепому, ангел спросил его: "А тебе чего хочется больше всего?" Слепой ответил: "Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей". Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Овец". И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого - стадо коров, а у третьего - отара овец.

       Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Но ведь это принадлежит не только мне одному..." Тогда ангел сказал ему: "Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?" Он ответил: "Нет, я унаследовал это по праву старшинства". Ангел сказал: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!"

       Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!"

       Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху". Тогда сказал ему ангел: "Оставь себе своё богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей"[256].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл аятов.
       2. Смысл слов из суры "Фуссилат": "...Он, конечно же, говорит: "Это - мое..."
       3. Смысл слов "Все, что мне даровано, - благодаря знанию" из суры "Касас"
       4. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.



[255]  

Всевышний Аллах сказал: "Когда постигнет человека несчастье, он взывает к Нам; когда же Мы обратим его в милость от Нас, он говорит: "Мне это даровано благодаря знанию". Нет! Это - искушение, но большая часть из них не знает!" ("Зумар" (39):49).

В своем комментарии к этому аяту Ибн Касир писал: "Он (Всевышний.- Ред.) сообщил, что в несчастье человек унижается пред Аллахом, раскаивается пред Ним и взывает к Нему. Если же затем Он обратит это несчастье в милость от Него, то человек переходит пределы дозволенного, распутствует и говорит: "Мне это даровано благодаря знанию". Это значит: "Потому что Аллах знает тех, кто достоин этого. Если бы я не был счастливым у Аллаха, то Он не одарил бы меня этим". Но Всевышний сказал: "Нет! Это - искушение..." Это значит: "Дела обстоят не так, как он предположил. Мы одарили его этими благами только для того, чтобы испытать тем, чем одарили: подчинится он или ослушается? Но Мы уже знали об этом заранее".

Всевышний далее сказал: "Говорили это еще те, которые были до них, но не избавило их то, что они приобрели" ("Зумар" (39):50). Ибн Касир продолжил: "Это значит: "Не правдивы их слова, и не принесёт им пользы их богатство, и не преуспеют они". Как сказал Всевышний о Каруне, (которого Он облагодетельствовал в этом мире. - Ред.): "Вот сказал ему народ его: "Не ликуй, Аллах не любит ликующих! Стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью будущему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует к тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!" Он сказал: "Все, что мне даровано, - благодаря знанию"..." ("Касас" (28):76-78). Мирские блага - это искушение, и в этом - напоминание для людей размышляющих!

[256]  

Аль-Бухари 2/(364 и 365), Муслим (2964).



» Здравое слово к главе 49
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net