tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 5
Призыв к свидетельству "Нет божества, кроме Аллаха"

       Всевышний сказал:

       "Скажи: "Это есть путь мой: я призываю к Аллаху с твёрдым видением[67] - я и те, кто за мной последовали. Хвала Аллаху, я не из числа мушриков!"[68] ("Йусуф" (12):108).

       Ибн Аббас рассказывал: "Посылая Му'аза в Йемен, посланник Аллаха сказал ему: "Ты придёшь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха (в другой ривайе говорится: "Призови их к таухиду Аллаха"). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять молитв. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды"[69].

       Сахль ибн Са'д рассказывал: "В день Хайбара посланник Аллаха сказал: "Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлёт посредством него победу"[70]. Люди шумно спорили всю ночь, пытаясь догадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром, встретившись с посланником Аллаха, каждый был преисполнен желания получить знамя. Пророк спросил: "Где Али ибн Абу Талиб?" Ему ответили: "Он жалуется на воспаление глаз[71]". За ним послали, и когда Али прибыл, пророк поплевал ему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху. Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. Посланник Аллаха вручил ему знамя и сказал: "Действуй на их территории с осторожностью. Сначала призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны делать, соблюдая право Всевышнего Аллаха в отношении их. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды[72]"[73].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Призыв к Аллаху - это путь тех, кто последовал за посланником Аллаха.
       2. Обращается внимание на искренность, ибо многие люди, призывая к истине, делают это ради собственных интересов.
       3. Твёрдое видение является одним из обязательных предписаний.
       4. Свидетельством красоты таухида является отдаление всего дурного от Всевышнего Аллаха.
       5. Одной из безобразных черт ширка является то, что он представляет собой оскорбление Аллаха.
       6. Одним из важнейших вопросов является необходимость отстранения мусульманина от мушриков, чтобы он не заразился ширком, даже в том случае, если он не приобщает к Аллаху ничего.
       7. Таухид является важнейшей обязанностью людей.
       8. Религия начинается в первую очередь с призыва к таухиду, даже прежде молитвы.
       9. Смысл слов "Призови их к таухиду Аллаха" заключается в свидетельстве "нет божества, кроме Аллаха".
       10. Человек может принадлежать к обладателям Писания, но не знать это свидетельство, либо знать, но не действовать в соответствии с ним.
       11. Указание на необходимость постепенного осведомления людей.
       12. Необходимость начинать с самого главного.
       13. Принцип расходования средств закята.
       14. Учёному следует развеять сомнения обучаемого.
       15. Запрещение брать закят из отборного имущества.
       16. Предписание бояться мольбы угнетённого.
       17. Возвещение о том, что между мольбой угнетённого и Аллахом нет преграды.
       18. Одной из закономерностей таухида являются те трудности, голод и массовые беды, которым подвергались господин всех посланников и любимцы Аллаха.
       19. Слова "...я вручу знамя..." представляют собой одно из доказательств пророчества.
       20. Плевание в глаза Али - также одно из доказательств пророчества.
       21. Превосходство Али.
       22. Бессонная ночь сподвижников и обсуждение ими доброй вести о победе свидетельствуют об их праведности.
       23. Вера в предопределение: знамя получил тот, кто не стремился к нему, а тому, кто стремился получить его, оно не досталось.
       24. Вежливость пророка в его словах "Действуй с осторожностью..."
       25. Призыв к Исламу перед началом боевых действий.
       26. Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.
       27. Мудрое ведение призыва, так как пророк сказал: "...сообщи им то, что они обязаны делать..."
       28. Знание обязанностей перед Аллахом в Исламе.
       29. Награда тому, кто наставил на путь истинный хотя бы одного человека.
       30. Допустимость клятвы при вынесении фетвы.



[67]  

Араб. "басира" - знание и уверенность.

[68]  

Всевышний сказал: "Призывай к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием и веди с ними споры наилучшим образом" ("Нахль" (16):125). Ибн аль-Каййим по поводу этого аята сказал: "Аллах, хвала Ему, упомянул степени призыва к Исламу и разделил их на три группы в зависимости от состояния призываемого. Если он стремится к истине, любит её, и выбирает истину, когда постигает её, то его следует призывать с мудростью, и нет нужды в увещевании и споре. Если он придерживается того, что противоположно истине, но выбирает и следует ей, когда постигает её, то необходимо увещевание путём прельщения и устрашения. Если же он упрямствует и противится, то с ним надо вести спор наилучшим образом. Если он и тогда отвратится, то надо переходить в борьбу с ним, если есть возможность".

Это - дорога посланников и их последователей, о которых сказал Всевышний: "Кто же лучше словом, чем тот, кто призывает к Аллаху, делает благое и говорит: "Поистине, я - один из мусульман"?" ("Фуссилат" (41):33).

[69]  

Аль-Бухари 3/255, 3/282-285, Муслим (19), ат-Тирмизи (625), Абу Дауд (1584), ан-Наса'и 5/55.

Из этого хадиса ещё раз видно, что свидетельство "нет божества, кроме Аллаха" является наипервейшей обязанностью людей. А для того, чтобы человек не отступился от него ни в чём и заслужил милосердие Аллаха, он должен выполнять семь условий этого свидетельства, без которых оно не принимается:
1) знание (исключает невежество);
2) убеждённость (исключает сомнение);
3) принятие (исключает отказ);
4) повиновение (исключает непокорность);
5) искренность (исключает ширк);
6) верность (исключает ложь);
7) любовь (исключает ненависть).

Вместе с этим верующий должен отказаться от всех видов неверия и подчинения тагуту. Аллах сказал:

"Кто отказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжную рукоять, для которой нет сокрушения..." ("Бакара" (2):256).

Ибн Теймийа сказал: "Из религии посланника неизбежно понимается, и с этим согласна вся община, что основой Ислама и первым, что предписано творениям, является свидетельство "нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха" (Араб. "Ля иляха илля Ллах уа Мухаммадун расулю Ллах". Ред.) (аш-шахада). Засвидетельствовав это, неверный становится мусульманином, а враг - любимым, и его кровь и имущество становятся свободными и неприкосновенными. И если это исходит от сердца, то человек приобретает веру. Если же он только произносит это языком, но не подтверждает сердцем, то он входит в Ислам лишь внешне, не становясь верующим в душе. Но если он даже не произносит свидетельства, имея на то возможность, то он является неверным как внешне, так и в душе, и в этом единодушны все мусульмане".

Второй важнейшей обязанностью мусульманина является совершение пяти обязательных ежесуточных молитв (ас-салят) - утренней, полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной.

Третьим столпом Ислама, после молитвы, является закят. Закят является обязательной ежегодной выплатой части имущества в соответствии с установленными правилами. Всевышний Аллах сказал: "Но если они раскаются и будут соблюдать молитвы и платить закят, тогда они - ваши братья по вере" ("Тауба" (9):11). Закят выплачивается с продуктов земледелия - в виде зерновых и плодов, с золота, серебра и бумажных денег, с товаров, являющихся предметами торговли и извлечения доходов, со скота. Имущество человека, превышающее 85 граммов золота или 595 граммов серебра, или их эквивалент в виде бумажных денег, облагается налогом в размере 2,5 % в год. Закят расходуется согласно повелению Всевышнего: "Милостыни - только для бедных и нуждающихся, для трудящихся в связи с ней, для тех, чьи сердца нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для странствующих - таково предписание Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый!" ("Тауба" (9):60).

Из хадиса также видно, что доля бедных в закяте важнее, чем доля оставшихся семи групп, перечисленных в аяте. Имам, или его заместитель, являются ответственными за сбор и расходование закята. Закят может также расходоваться целиком для одной из восьми групп, о чём говорили имам Малик и имам Ахмад. Сборщикам закята запрещено брать отборное имущество (красивый, богатый молоком и мясом скот), а владельцу имущества запрещено отдавать самое худшее, ибо закят собирается с имущества среднего качества.

[70]  

Абу Хурайра рассказывал, что второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я чувствовал влечение к власти только в тот день" (Муслим (2405).

[71]  

В хадисе, приведённом Муслимом (2404), (32) и Ахмадом 1/(185, 331) и 4/52, говорится, что Али заболел трахомой.

[72]  

Красные верблюды являлись самым ценным имуществом у древних арабов

[73]  

Аль-Бухари 7/58, Муслим (2406), Ахмад 5/333.

В этом хадисе содержится указание на великое превосходство одного из десятерых сподвижников пророка, обрадованных вестью о рае, четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, которого "любят Аллах и Его посланник". Ибн Теймийа по этому поводу сказал: "Это качество, однако, присуще не только Али или имамам. Аллах и Его посланник любят всех богобоязненных верующих, любящих Аллаха и Его посланника. Этот хадис - лучший аргумент против насибитов и хариджитов, которые не любят его (Али. - Ред.) и считают его неверным и грешником. Но этот аргумент не дополняет и утверждений рафидитов, которые считают, что хадисы, указывающие на превосходство остальных сподвижников, были сказаны до их якобы возвращения в неверие.

Таким же образом хариджиты говорят и об Али, однако это - ложь. Всевышний Аллах и Его посланник не обращают подобной похвалы какому-либо человеку в то время, как Аллах знает, что он умрёт неверным". Он (Ибн Теймийа. - Ред.) также сказал: "Когда пророк предвещал рай какому-либо человеку, хорошо отзывался о нём или читал за него молитву, многие люди желали получить такое же предвещение или молитву. Пророк предвещал подобное многим людям и за многих читал молитвы. К этому относятся возвещение о рае для Сабита ибн Кайса (Муслим (119), Ахмад 3/137), Абдуллаха ибн Салама (аль-Бухари 7/98, Муслим (2484), возвещение о рае для других людей, свидетельство о любви Аллаха и Его посланника к сподвижнику, который выпил вино (аль-Бухари 12/66-68), и др.".





» Здравое слово к главе 5
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net