tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 50
О высказывании Всевышнего Аллаха


       Всевышний Аллах сказал:

       "Когда же Он даровал им здорового ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им..." ("А'раф" (7):190).

       Ибн Хазм сказал: "Они (салафы. - Ред.) единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха, как, например, Абд Умар ("раб Умара"), Абд аль-Ка'ба ("раб Ка'бы") и т.п., является запрещённым. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб"[257].

       Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: "Адам овладел ею (Хаввой (библ. Ева). - Ред.) и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: "Я - ваш господин, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвет тебе живот". Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом[258]. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: "...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им". Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

       Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: "Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении".

       По поводу же высказывания Всевышнего (о словах Хаввы. - Ред.) "Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!"[259], Муджахид сказал: "Они боялись, что он не будет человеком". Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. - Ред.], Са'ид [ибн Джубейр. - Ред.] и другие.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.
       2. Смысл аята 190 из суры "А'раф".
       3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности.
       4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом[260].
       5. Салафы подчёркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.



[257]  

Ибн Хазм сообщил, что мусульманские учёные единодушны в своём мнении по поводу запрещённости всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: "Всякий, кто в небесах и на земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом" ("Марйам" (19):93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: "Разве же Аллах недостаточен для Своего раба?.." ("Зумар" (39):36).

Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха женился на женщине из рода Бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: "Это - раб аль-Мутталиба (араб. "Абд аль-Мутталиб". - Ред.)". Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже пророк говорил: "Я - сын Абд аль-Мутталиба". Впоследствии Абд аль-Мутталиб стал вождём племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилии. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама.

[258]  

Аль-Харис (букв. "пахарь") - имя Иблиса. Таким образом, Абд аль-Харис означает "раб Иблиса" ("раб Сатаны". - Ред.).

[259]  

"А'раф" (7):189

[260]  

Доисламские язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорождённых девочек живыми, о чём сказал Всевышний: "...И когда зарытая живьём будет спрошена, за какой грех она была убита..." ("Таквир" (81):8-9).



» Здравое слово к главе 50
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net