tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 51
О высказывании Всевышнего Аллаха


       Всевышний Аллах сказал:

       "У Аллаха - прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!"[261] ("А'раф" (7):180).

       Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса: "Тех, кто раскольничает о Его именах..." - это те, кто придаёт Ему сотоварищей".

       Ибн Аббас также сказал: "Имя ал-Лат произошло от [имени Всевышнего Аллаха. - Ред.] "аль-Илах" (Божество), а имя "аль-Узза" - от "аль-Азиз" (Могущественный)".

       Аль-А'маш сказал: "Они (раскольники) вносят в них (имена Аллаха. - Ред.) то, что к ним не относится".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Утверждение наличия имён у Аллаха.
       2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.
       3. Повеление взывать к Аллаху ими.
       4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них.
       5. Разъяснение понятия "раскольничество" в отношении имён Аллаха.



[261]  

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "У Аллаха - девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в рай. Он - Один и любит нечётное..." (Аль-Бухари 11/(186-192), Муслим (2277). Пророк сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имён Аллаха. По ним раб узнаёт своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерёг нас от раскольничества о них.

Ибн аль-Каййим сказал: "Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям".

Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: "Нет ничего, подобного Ему" ("Шура" (42):11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, что и постигло джахмитов, му'тазилитов и многих других.

Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:
- относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);
- относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басир);
- относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);
- отрицающие Его недостатки и подчёркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам);
- объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчёркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: "...Владыка Трона, Славный..." (Зу-ль-Арш аль-Маджид: "Бурудж" (85):15). Он владыка Трона обширного, величественного, славного;
- образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, "Самодостаточный, Восхваляемый" (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность - это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как "Всепрощающий, Всемогущий" (аль-Гафур аль-Кадир); "Восхваляемый, Славный" (аль-Хамид аль-Маджид), "Могущественный, Мудрый" (аль-Азиз аль-Хаким).

Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Мас'уда от посланника Аллаха: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я - Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол (душа. - Ред.) - в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, - сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби", - тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займёт радость". Его спросили: "О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?" Он сказал сказал: "Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить" (Ахмад 1/(391 и 452), Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).



» Здравое слово к главе 51
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net