tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 60
О тех, кто отрицает предопределение


       Ибн Умар сказал: "Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы всё это богатство во имя Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в предопределение". Затем он привёл в доказательство своих слов высказывание пророка: "Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в предопределение с его добром и злом". Этот хадис передал Муслим.

       Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: "Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Первым, что создал Аллах, было Перо (аль-Калам. - Ред.). Затем Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" Всевышний сказал: "Записывай меру всего вплоть до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: "Тот, кто умер без подобных убеждений (без веры в предопределение. - Ред.), тот не от меня"[275].

       В ривайе у Ахмада говорится: "Первым, что создал Всевышний Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: "Пиши!" И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня Воскресения".

       В ривайе у Ибн Вахба говорится: "Посланник Аллаха сказал: "Тот же, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне".

       Ахмад в "аль-Муснаде" и Ибн Маджа в "ас-Сунане" передали хадис Ибн ад-Дейлами, который сказал: "Придя к Убеййу ибн Ка'бу, я сказал: "В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца". Он сказал: "Если ты потратишь во имя Аллаха гору золота величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты неуверуешь в предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня". После этого я посетил Абдуллаха ибн Мас'уда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на пророка". Достоверный хадис, приведённый аль-Хакимом в "ас-Сахихе"[276].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Разъяснение обязательности веры в предопределение.
       2. Разъяснение того, как следует верить в предопределение.
       3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в предопределение.
       4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в предопределение.
       5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.
       6. В тот час была записана мера всего сущего вплоть до наступления Часа.
       7. Отречение пророка от того (из мусульман. - Ред.), кто не уверовал в предопределение.
       8. Обычай салафов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путём постановки данной проблемы перед учёными.
       9. Учёные отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха.



[275]  

Абу Дауд (4700).

[276]  

Ахмад 5/182, Абу Дауд (4699), Ибн Маджа (77); достоверный хадис.

Хузейфа рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "В каждой общине есть маги, и маги этой общины - это те, которые отрицают предопределение. Если кто-либо из них умрёт, за него не должна совершаться погребальная молитва, а если кто-либо из них заболеет, его не следует навещать. Они - приверженцы ад-Даджжала, и Аллах обязался привести их к ад-Даджжалу". (Абу Дауд (4692), Ахмад 5/407; хороший хадис). Аллах приготовил для них мучительное наказание и сказал: "...В тот день, когда поволокут их на лицах в Огонь - вкусите прикосновение геенны! Поистине, Мы каждую вещь создали по предопределению!" ("Камар" (54):48-49).

Первым же, кто начал отрицать предопределение, был Ма'бад аль-Джухани (уб. в 699-700 или 703-704 г.), проповедовавший свои порочные взгляды в Басре.



» Здравое слово к главе 60
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net