tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 63
О защите Аллаха и защите Его Пророка


       Великий Аллах сказал:

       "Верно выполняйте договор с Аллахом, когда вы его заключили, и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы делаете!"[287] ("Нахль" (16):91).

       Бурайда рассказывал: "Назначая командующего армией или командира отряда, посланник Аллаха наказывал ему бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил ему: "Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев до того, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не совершайте надругательств над телами убитых и не убивайте детей.

       Встретившись с противниками из мушриков, призови их к трём вещам, и если они согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначала призови их к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром.

       Затем призови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются мухаджиры, и на них будут возложены все те обязанности, которые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться на положении рядовых мусульман, то есть на них распространяется власть Всевышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в том случае, если будут вести джихад вместе с мусульманами.

       Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты джизьи (подушного или земельного налога. - Ред.), и если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.

       Если ты окружил врагов в крепости, и они захотели получить защиту Аллаха и защиту Его пророка, то не давай им защиты Аллаха и Его пророка. Дай им свою собственную защиту и защиту своих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не обеспечите им должной защиты, то это будет меньшим грехом, чем несоблюдение защиты Аллаха и Его пророка.

       Если же осаждённые в крепости захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй на них власть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо не известно, сможешь ли ты установить над ними власть Аллаха или не сможешь". Этот хадис передал Муслим[288].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Разница между защитой Аллаха и Его пророка и защитой мусульман.
       2. Наставление всегда выбирать наименее опасный вариант.
       3. Слова пророка: "Выступайте в поход с именем Аллаха и во имя Аллаха..."
       4. Слова пророка: "...сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха".
       5. Слова пророка: "...сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха".
       6. Разница между властью Аллаха и властью мусульманских учёных.
       7. Сподвижник пророка при необходимости мог осуществлять власть, однако при этом не знать, соответствует это власти Аллаха или нет.



[287]  

Ибн Касир в своём комментарии к этому аяту писал: "Всевышний Аллах повелел верно исполнять обещания и договоры и бережно охранять данные клятвы. Он сказал: "...и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их..." ("Нахль" (16):91). Однако не следует рассматривать этот аят отдельно от высказывания Всевышнего: "Не делайте Аллаха предметом ваших клятв..." ("бакара" (2):224) и Его слов: "Это - искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы!" ("Ма'ида" (5):89). Это значит: "Не оставляйте их без искупления" Не следует также забывать слова пророка, приведённые в обеих "ас-Сахихах": "Клянусь Аллахом, если я поклянусь сделать что-либо, но затем увижу, что поступить иначе лучше, я оставлю это дело и искуплю клятву, но сделаю то, что лучше". Внешнее противоречие между этими текстами и вышеупомянутым аятом: "...и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их...", - отсутствует, поскольку под этими клятвами имеются в виду обещания и договора, а не клятвы совершать что-либо или отказываться от этого. Поэтому Муджахид сказал об этом (предыдущем. - Ред.) аяте: "Под клятвами здесь подразумеваются клятвы времён джахилии"

Это также подкрепляется хадисом, который привёл имам Ахмад от Джубейра ибн Мут'има: "Посланник Аллаха сказал: "Нет клятв в Исламе. Поистине, с приходом Ислама клятвы времен джахилии только усилились". Этот хадис привёл и Муслим. (Ахмад 4/83, Муслим (2530), Абу Дауд (2925) от Джубейра ибн Мут'има.). Он означает: "Ислам не нуждается в клятвах, которые приносились во времена язычества. Поистине, достаточно приверженности к Исламу".

Тем не менее, аль-Бухари 4/387 привёл хадис Асима о том, что он спросил Анаса ибн Малика: "Сообщили ли тебе, что пророк сказал: "Нет клятв в Исламе"?". Он ответил: "Пророк взял клятву с курайшитов и ансаров в моём доме".

[288]  

Муслим (1731).



» Здравое слово к главе 63
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net