tauhid.info
Книга Единобожия
  главная     содержание     словарь терминов     контакты  

Глава 8
О заклинаниях и амулетах

       В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что он "неоднократно сопровождал посланника Аллаха в его поездках. Он (пророк. - Ред.) посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы и, чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано"[80].

       Ибн Мас'уд рассказывал: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком". Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд[81].

       Абдуллах ибн Укейм передал следующие слова пророка: "Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому". Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи[82].

       Амулеты - это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого, считая запретным[83]. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Мас'уд.

       По поводу заклинаний имеется свидетельство того, что они не относятся к ширку, поскольку посланник Аллаха позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона[84].

       Что касается привораживания, то говорят, что оно якобы заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину - полюбить жену[85].

       Ахмад передал следующие слова Рувайфи': "Посланник Аллаха сказал мне: "О Рувайфи', возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что, если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека"[86].

       Са'ид ибн Джубейр сказал: "Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба". Этот хадис рассказал Ваки'.

       По этому же поводу Ибрахим ан-Наха'и сказал: "Они (салафы. - Ред.) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       1. Смысл понятий "заклинание" и "амулет".
       2. Смысл понятия "привораживание".
       3. Все эти три понятия относятся к ширку.
       4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса змеи или скорпиона.
       5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения учёных по поводу того, является ли это ширком или нет, разделились.
       6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является ширком.
       7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы.
       8. Благословенная награда тому, кто сорвёт с человека амулет.
       9. Слова Ибрахима не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду последователей Абдуллаха ибн Мас'уда.



[80]  

Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад 5/216, Малик 2/937.

[81]  

Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), Ахмад 1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.

[82]  

Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073); хороший хадис.

[83]  

Сподвижники посланника Аллаха, их последователи и учёные последующих поколений разошлись во мнении относительно амулетов, текст которых содержит Слово Аллаха. Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, А'иша и другие разрешали это, основываясь на том, что хадис, запрещающий амулеты, относится только к тем из них, которые являются ширком. В одной из ривай от имама Ахмада говорится, что он также разрешал это, однако большинство из его учеников передавали, что он это запрещал. Запрещали это также Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Хузейфа, Укба ибн Амир и Ибн Укейм. Они основывались на хадисе Ибн Мас'уда, и у этого мнения несколько положительных сторон:
а) общий запрет, из которого не выделено частное;
б) закрытие дверей для прегрешения, потому что ношение амулетов со Словом Аллаха ведёт к ношению и иных амулетов;
в) неизбежно неуважительное отношение к Нему того, кто надел амулет, поскольку он может зайти с ним в грязное место, уборную и т.п.

[84]  

Заклинания представляют собой чтение молитв из Корана или Сунны, когда человека укусила змея или скорпион, когда его заколдовали или сглазили, либо когда он заболел, для отведения постигшего его несчастья.

Имам ас-Суйути по поводу заклинаний сказал: "Учёные пришли к единому мнению, что заклинания разрешены, если выполняются три условия:
а) они должны представлять собой Слово Аллаха, Его имена или эпитеты;
б) должны быть на арабском языке и быть понятными;
в) должна иметься полная убеждённость в том, что заклинания оказывают влияние не сами по себе, а по предопределению Всевышнего Аллаха".

[85]  

Это - чистый ширк, так как в его основе лежит убеждение, что что-то, помимо Аллаха, может отводить вред и приносить пользу.

[86]  

Абу Дауд (36), ан-Наса'и 8/135, Ахмад 4/(108, 109); достоверный хадис.





» Здравое слово к главе 8
» Предыдущая глава
» Содержание
» Следующая глава




  designed by LVision.net